суббота, 15 мая 2010 г.

Об очередях и стилях поведения в них

В ванне самое место для размышления о нашем общественном самосознании. Или для измышления. Или для извращения мышления. Ведь в нашей культуре так принято: если человек с тобою не согласен, а тем паче говорит что-то неожиданное - он неадекват. Извращенец мышления. А, следовательно, чем-то может быть опасен. И от него, возможно, исходит угроза.

Вчера был в Росреестре. Там стоит автомат, который выдает чеки-квитки с номером очереди. В зависимости от требуемой госуслуги он распределяет людей по залам. Требуется ждать, пока на табло не высветится твой номер.

Взял свой квиток, стою жду. Подходит мужчина лет 55. Скажите, спрашивает, какая очередь сейчас прошла. Отвечаю - U008. Но она уже там очень долго!!! Я спрашиваю его - а разве ваше возмущение, высказанное вслух в коридоре, ускорит процесс сдачи документов? Он озадачен моей реакцией. Говорит: я уже 40 минут здесь жду. Отвечаю: а я здесь уже больше полутора часов, еще вопросы есть? Недовольный мужчина отшел. Зачем он ко мне подходил? Что хотел? Чтобы ему посочувствовали и повозмущались вместе с ним? Лично я, бывало, стоял в очередях и по 6 часов. Это часть работы. И для него, как выяснилось позже, тоже. Но он предпочел соблюсти общепринятые совдеповские стандарты поведения в общественом месте.

Пришла тётка лет 50 с манерами поведения начальницы среднего уровня, скорее всего из сферы образования. Эта система электронных квитков её чрезвычайно возмутила. Но она подошла к автомату, оторвала квиток. Увидела, что её очередь 55-я. На табло - 27. Она сильно возмутилась - я не вижу здесь 30 человек!!! Где они???
Ей объяснили систему. Она возмутилась еще больше. Сказала, что если 28-го не будет - то пойдет она. Пошла. Была выставлена за дверь девушками в окошечках. Обозлилась ещё больше. Кончилось дело тем, что кто-то из "держателей очередей", видя, что его люди не пришли, отдал ей свой квиток. Номер 32. Она зашла. И, о чудо, весь гнев куда-то испарился. С девушками, которые младше её раза в два, она разговаривала подобострастным тоном. Где же гнев и возмущение? Где восклицания о совдеповщине, которыми она веселила очередь в коридоре?

Я вот думаю: лицемерие органически свойственно российским горожанам с высшим образованием. Но данный случай показывает ещё одну его грань: нашему человеку что не делай, он все равно будет возмущаться. Возмущение имманентно. Это образ жизни и стиль поведения. Более того - это шаблон. Нормальные, в общем-то доброжелательные, люди начинают в присутственных местах вести себя как как простодушно-быдловатая деревенщина. Почему?

Комментариев нет:

Отправить комментарий