среда, 19 января 2011 г.

Историчность Иисуса Христа

Продолжаю публикацию написанных и проданных работ из своего архива. Эта работа написана в 2001 году. Мне показалось уместным опубликовать её сегодня, в день Крещения Господня или, иначе, Богоявления Господня. Иисус пришел на Иордан к Иоанну и там произошел знаменательный диалог и событие, которое христиане празднуют уже чуть меньше 2000 лет. За описанием события обратитесь к евангелистам (Мф. 3:13-17, Мк. 1:9-11, Лк. 3:21-22, Ин. 1;29-36), а ниже приведены написанные мною 9 лет назад краткие факты, подтверждающие историчность Иисуса, сына Марии и родственника Иоанна Крестителя.


Личность Иисуса Христа оказала существенное влияние на историю человечества. Мы, в том числе в России, живем сейчас в христианской цивилизации. Даты нашего календаря, права человека, равноправие женщин – это неизбежные следствия принятия миллионными массами христианской психологии и образа мышления. О культурных шедеврах живописи и архитектуры и говорить не приходится, практически все значительные европейские памятники архитектуры – здания церковного назначения. Русская иконопись также подтверждает мощное воздействие христианства на творчество.


Многочисленные извращения сущности учения Иисуса Христа, совершенные как еретиками-сектантами, так и официальной Церковью за долгие тысячелетия (достаточно вспомнить лишь крестовые походы) не умалили того влияния которое оказало данное учение на человечество.


Христианство базируется на личности Иисуса Христа. Оно неотделимо от личности своего Учителя. Центральный тезис христианства включает в себя не только, то, что Иисус умер за грехи человечества. Он включает в себя также и то, что Иисус воскрес после смерти. Поэтому вполне логично, что оппоненты христианства начинают свои построения с отрицания самого факта существования Иисуса Христа.


Свидетельства об историчности Иисуса Христа можно подразделить на три категории – свидетельства сторонников, свидетельства противников и свидетельство незаинтересованных лиц.

К числу свидетельств сторонников можно целиком отнести Новый Завет, библейские энциклопедии, изданные православной, католической и различными протестантскими церквями[1].

Для нашего исследования больший интерес представляют доказательства историчности Иисуса Христа, приведенные либо противниками, либо незаинтересованными авторами. Рассмотрим эти свидетельства.

Корнелий Тацит
(род. 52-54 г. от Р.Х.). Римский историк. В 112 г. был губернатором Азии. Зять Юлия Агриколы, в 80-84 г. — наместника Британии. Описывая правление Нерона, Тацит пишет о смерти Христа и о христианах в Риме:

„Но ни все оправдания, какие можно получить от людей, ни все богатства, которые этот правитель мог расточить, ни все жертвы, какие приносил он богам, не могли снять с Нерона тягостное обвинение в том, что он, как считали, приказал устроить пожар Рима. Чтобы подавить эти слухи, он обвинил в поджоге и покарал самыми изощренными пытками людей, которых обычно называли христианами и ненавидели за их чудовищные преступления. Христос, по имени которого они так назывались, был казнен Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи во время правления Тиберия: однако пагубный сей предрассудок, исчезнув на время, вспыхнул вновь, причем не только в Иудее, где возникло это зло, но также и в Риме". Это свидетельство содержится в “Анналах”, глава XV, п. 44.

Тацит упоминает христиан также в своей “Истории”, где речь идет о сожжении Иерусалимского храма в 70 г. от Р.Х.; этот отрывок сохранился у Сульпиция Севера в его “Хрониках”, глава II, п. 30.6.

Лукиан из Самосаты
. Сатирик II века, с презрением относившийся к Христу и христианам. Он связывал их с палестинскими синагогами и писал о Христе, что Он „...был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ... Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам". Этот отрывок взят из лукиановского “Перегрина”.

Лукиан также несколько раз упоминает христиан в своей книге “Лжепророк Александр”, в главах 25 и 29.

Иосиф Флавий
(род. 37 г. от Р.Х., дата смерти неизвестна). Еврейский историк. В 19 лет стал фарисеем. В 66 г., будучи командующим еврейской армией в Галилее, был взят в плен и после этого жил и находился на службе при штате римской армии. Он пишет о Христе в следующем отрывке: “Около этого времени жил Иисус, мудрый человек, если только справедливо назвать его человеком, ибо он совершал чудеса и был учителем мужей, радостно принимающих истину. Он привлек к себе множество евреев и язычников. Он был Христос, и когда Пилат, по наущению начальствующих среди нас, осудил его на распятие, то любившие его сначала не отказались от него, ибо он явился к ним живым на третий день, согласно предсказаниям пророков, говоривших и об этих, и о десяти тысячах других чудес, связанных с ним. Племя же христиан, получивших от него свое имя, живо и до сего дня”[2].

Существует арабский текст этого отрывка. Он звучит так: “В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти на кресте. И те, кто стал Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам. Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса”.

Данный отрывок взят из арабской рукописи под названием “Китаб аль-унван аль-мукаллал би-хагаг аль-марифа”, что в переводе звучит как “Книга истории, ведомая всеми добродетелями мудрости, увенчанная многими философиями и благословенная истиной познания”.

У Иосифа Флавия мы находим также упоминание Иакова, брата Христа. В “Иудейских древностях” книга 20, глава 9, он описывает деятельность первосвященника Анны: “Но младший Анна, который, как уже было сказано, стал первосвященником, имел смелый характер и немалую отвагу; он принадлежал к партии Саддукеев, которые в своих суждениях строже всех других евреев, как мы уже показали выше. И поскольку у Анны был такой характер, он рассудил, что по смерти Феста у него появилась возможность, покуда Альбин был в отъезде, созвать совет судей, пред которым предстал брат Иисуса, так называемого Христа, по имени Иаков, и некоторые другие. Обвинив их в нарушении законов, он присудил их к побитию камнями”.

Гай Светоний Транквилл
(120 г.). Еще один римский историк, судебный чиновник при императоре Адриане, хроникер императорского дома. Он пишет: „Поскольку евреи постоянно устраивали беспорядки по наущению Хрестуса (латиноязычный вариант греческого “Христос”); он выслал их из Рима". Это написано в книге “Жизнь Клавдия” сборника “Жизнь 12 цезарей”, глава 25.

Светоний пишет также: “Нерон подверг наказанию христиан, людей, поддавшихся новому вредному суеверию”.

Плиний Младший
. Правитель Вифинии в Малой Азии (112 г.), Плиний писал императору Траяну, спрашивавшему, как ему обращаться с христианами. Он объяснил, что казнит подряд мужчин, женщин, детей обоего пола. Казни были так многочисленны, что Плиний начал сомневаться в том, что следует подвергать смерти всех обнаруженных христиан, и полагал, что казнить надо только некоторых. Он заставлял христиан поклоняться статуям Траяна, а также поносить Христа, на что настоящий христианин никогда не пойдет. В том же письме он писал о подсудимых христианах: “Они утверждают, однако, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они имели привычку собираться по определенным дням засветло, и распевать различные гимны Христу как Богу, а также приносить торжественную клятву, не призывавшую ни к каким злым целям, но лишь к тому, чтобы никогда не обманывать, не воровать, не изменять супругам, не лгать и не отступать от данной клятвы, когда наступит время выполнять ее” (Письма, глава 10).

Тертуллиан
. Юрист и богослов из Карфагена, защищавший христианство перед римскими властями в Африке. Он упоминает спор между Тиберием и Понтием Пилатом: “В те дни, когда имя Христа входило в мир, Тиберий сам получил сведения об истинности Божественности Христа, и поставил этот вопрос на рассмотрение Сената, будучи сам настроен в пользу Христа. Сенат, поскольку члены его были врагами христианства, отверг это предложение. Однако император держался своего мнения и пригрозил покарать всех тех, кто обвинял христиан”. (“Апология”, книга V, глава 2). Некоторые историки сомневаются в подлинности этого отрывка.

Историк Талл
, уроженец Самарии. Одним из первых авторов-неевреев, упомянувших Христа, был Талл, писавший около 52 г. по Р.Х. К сожалению, его работы не сохранились, и мы знаем о них лишь по цитатам у других авторов. Одним из них был Юлий Африкан, христианский богослов, писавший около 221 г. Он упоминает работы Талла в весьма интересном нижеследующем отрывке: “В третьем томе своей “Истории” Талл объясняет эту тьму затмением солнца, что, по моему мнению, неразумно, потому что солнечное затмение не могло совпасть с полнолунием, а Христос был распят в период пасхального полнолуния”. Отсюда видно, что евангельский рассказ о тьме, покрывшей землю во время распятия Христа, был хорошо известен, и требовал от неверующих, которые были его свидетелями, объяснения его естественными причинами.

Флегон
, историк I века. „Хроники" Флегона утеряны, однако небольшой отрывок из этой работы, подтверждающий наступление тьмы над землей во время распятия, также упоминается у Юлия Африкана. После вышеупомянутой цитаты Юлий цитирует Флегона, писавшего, что “во время правления императора Тиберия солнечное затмение совпало с полнолунием”. Флегон упоминается также Оригеном в работе “Против Цельсия”. Филопон пишет: “Что же до этой тьмы, ...то Флегон вспоминает о ней в своих “Олимпиадах” (как называлась его история). Он пишет далее, что “Флегон упоминает о затмении во время распятия Господа Христа, и ни о каком ином; ясно, что из источников, имевшихся в его распоряжении, он не знал ни о каком подобном затмении в предыдущие годы... и это доказывается самим историческим отчетом об императоре Тиберии”.

Письмо Мары Бар-Серапиона. Профессор Ф. Ф. Брюс отмечает, что в Британском музее хранится интересная рукопись, представляющая собой текст письма, написанного позднее 73 г. от Р.Х. — насколько позднее, остается неясным. Это письмо было отправлено сирийцем по имени Мара Бар-Серапион своему сыну Серапиону. Автор письма в то время находился в тюрьме, но писал сыну, чтобы ободрить его в поисках мудрости, и указывал, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей. В виде примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и Христа: “Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению дом Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своем учении”[3].

Иустин Мученик
. Около 150 г. по Р.Х. Иустин Мученик, обращаясь в своей “Защите христианства” к императору Антонину Пию, отсылал его к докладу Пилата, который, как считал Иустин, должен был сохраниться в императорских архивах. “Слова “они пронзили мне руки и ноги” — пишет он — суть описание гвоздей, пронзивших Его руки и ноги на кресте; после того, как Он был распят. Его палачи бросили жребий о Его одеждах, и разделили их между собой; об истинности этого вы можете узнать из “Деяний”, записанных при Понтии Пилате”. Далее он добавляет: “Проверить то, что Он сотворял эти чудеса, легко можно по “Деяниям” Понтия Пилата”.

Элгин Мойер, в справочнике „Кто был кем в истории церкви" описывает Иустина как “...философа, мученика, апологета, уроженца Флавии Неапольской. Он получил хорошее образование и, видимо, располагал достаточными средствами для того, чтобы проводить жизнь в путешествиях и ученых занятиях. В своем страстном поиске истины он последовательно увлекался стоицизмом, учением Аристотеля, Пифагора и Платона, но ненавидел эпикурейство. В молодости познакомился с иудейством, но не проявил к этой религии особого интереса. Учение Платона было ему наиболее близко, и он уже надеялся вскоре достичь цели своей философии — узреть Бога, — когда однажды, во время одинокой прогулки по берегу моря, молодой философ встретил почтенного старика-христианина с мягкими и достойными манерами, с приятным лицом. Этот скромный христианин поколебал его веру в человеческую мудрость, указав на еврейских пророков: “мужей живших в древности более глубокой, чем все эти уважаемые философы, и предсказавших в своих писаниях и учениях приход Христа...” Усердный платоник последовал совету старика и стал верующим христианином. Он говорил, что “только эту философию я нахожу свободной от недостатков и ведущей к спасению”. После своего обращения, происшедшего в ранней зрелости, он всем сердцем посвятил себя защите и распространению христианской религии”[4].

Еврейские Талмуды
. “Толдот Иешу”. В этой книге Иисуса называют “Бен Пандера”. Вавилонский Талмуд приводит слова Амориана: “...и повесили Его в канун Пасхи”. В Талмудах Христос именуется “Бен Пандера” (или “Бен Пантере”), а также “Иешу Бен Пандера”. Многие ученые видят в “Пандере” видоизмененное греческое “партенос” (“дева”), т.е. Бен Пандера в таком случае означает “Сын Девы”. Некоторые комментаторы Талмудов и раввины утверждают, что Иисус родился от внебрачной связи девицы Марии с римским легионером по имени Пантера. Для иудея быть незаконнорожденным – страшное проклятие. Поэтому, вероятно стремясь принизить личность Иисуса и тем самым его учение, талмудисты упоминали о его якобы незаконном рождении. Но примечателен сам факт – существование Иисуса никто из еврейских раввинов не отрицает.

Еврейский ученый Иосиф Клаузнер писал, что “незаконное рождение Иисуса — широко распространенная идея среди евреев”.

Британская энциклопедия
. В последнем издании “Британской энциклопедии” личности Иисуса Христа посвящено 20 000 слов — больше, чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Будде, Конфуцию, Магомету или Наполеону. О многочисленных светских свидетельствах жизни Христа она пишет: “Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причем на весьма шатком основании, лишь в конце 18, в течение 19 и в начале 20 веков”.

Историчность Иисуса Христа не должна подвергаться сомнению только лишь на идеологических основаниях того или иного критика. Действительно, что получается если Иисуса Христа не было или Он не воскрес? Получается, что 11 апостолов умерли мученической смертью во имя собственной выдумки, хотя могли отказаться от нее и тем самым спасти себе жизнь (своей смертью от старости умер только Иоанн Богослов в ссылке на Патмосе). Получается, что миллионы людей на протяжении тысяч лет поклоняются мифическому покойнику. Получается, что Августин Аврелий раскаялся в своем распущенном сексуальном поведении исключительно начитавшись мудрых книжек.

Такие и многие другие факты свидетельствуют об одном – Иисус Христос есть реальная историческая личность. Если допустить противоположное, то мы не сможем объяснить многие мотивы многих действий других реальных исторических лиц.




[1] Например: Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., 1891 (репринтное издание М., 1990);
Оксфордская Библейская энциклопедия 1989 года. Перевод и издание Российского Библейского Общества. М., 1995.
[2] Флавий И. Иудейские древности. Ростов-на-Дону, 2000. Том 2. Книга 18, глава 3. С. 496-497.
[3] Макдауэлл Д. Неоспоримые свидетельства. М., 1993. С. 75.
[4] Там же.

Комментариев нет:

Отправить комментарий