суббота, 7 мая 2011 г.

Фоторепортаж с крёстного хода


Сегодня, 7 мая 2011 года, я был в деревне Савватьево Калининского района Тверской области. В Знаменской церкви, настоятелем которой является о. Андрей (протоиерей Андрей Егоров, в твиттере @kanones1434), сегодня был особый праздник. Процитирую слова с www.savatievo.ru : "7 мая – день памяти преп. Савватия. В этот день он закончил свой земной подвиг и отправился к своему Творцу принять праведную мзду за труды и скорби понесенные им во временной жизни. Оттуда он с любовью ныне делится небесной радостью со всяким, кто с чистым сердцем и верой приходит к нему в лесную пустыньку". Иными словами - 7 мая есть день смерти преподобного Савватия, Оршинского чудотворца, местночтимого святого Тверской области.


Почитание этого святого сейчас весьма расширилось благодаря следующему обстоятельству: в конце 2009 года при земляных работах были обретены мощи, предположительно, преподобного Савватия Оршинского и ученика его Евфросина. Репортаж об этом был показан по РТР.

Информация, дошедшая до нас из глубины веков, особой детальностью не отличается. О Савватии Оршинском известно следующее.

Уже в середине XVI века он почитаем как святой, об этом свидетельствуют две иконы - "Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития" и "Савватий Тверской в молении Кресту" - находящиеся ныне в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.

Савватий, по преданию, пришел в Тверь из Иерусалима. Оттуда он принес с собой небольшой деревянный крест, носимый им на груди, посередине которого с обратной стороны было место для мощей, залитое воскомастикою. Там хранилась частица подлинного Животворящего Креста Господня - того самого, на котором висел Иисус Христос. Долгие годы этот крест прп. Савватия хранился в Савватьеве как святыня.

Как же попал средиземноморский православный аскет в тверской лес? На сей счет есть следующая версия.

Вероятнее всего в Тверь Савватий мог попасть в свите свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (митрополит с 1390 по 1406 гг.). Митрополит Киприан известен прежде всего тем, что активно вводил в Русской митрополии Иерусалимский устав взамен бывшего у нас до этого Студийского. Вполне логично, что с собой он приводил монахов с православного Востока. Монахов, надо полагать, не начинающих, могущих передать русским людям опыт иноческого жития по новому уставу и утвердить его своим духовным авторитетом.

В 1390 г. митрополит Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего свт. Арсения Тверского чудотворца (епископ с 1390 по 1409 гг.). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и Савватий. В свите митрополита находилась целая группа палестинских иноков, принесших в Москву в 1390 г. знаменитую чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина».

Вот так преподобный Савватий попал в сырые тверские леса, где живя в земляной пещере, одетый в металлические вериги с камнем (общий вес примерно 25 кг), он прожил около 40 лет. Именно в честь сего выдающегося угодника Божия и состоялся сегодня крёстный ход.

После службы в Знаменской церкви Савватьева состоялся крёстный ход к пустыньке - месту, где преподобный выкопал себе пещерку, прудик и колодец. Вот кадры вхождения в лес в направлении пустыньки:
video

Люди, пришедшие на крёстный ход, были не только из самого Савватьева, но и из Твери, окрестных населенных пунктов. Лично я после окончания всех мероприятий довез до города женщину, приехавшую двумя автобусами и одной попуткой из Васильевского Мха. Она по дороге мне рассказала, что у нее несколько лет назад в пустыньке исцелился от фолликулярной ангины сын. Поэтому большинство стоявших в пустыньке и внимавших протоиерею Знаменской церкви о. Андрею очень серьезно слушали говоримое им, истово крестились и искренне молились. Впрочем, были и приехавшие с откровенно этнографически-культурологическими стремлениями и соответствующими разговорами.

Отец Андрей освятил воду пустыньки, часть соответствующего чина на этом видео:
video

Люди стояли, слушали, молились. Многие пришли с пустыми пластиковыми бутылками, чтобы потом набрать святой воды. Были дети, по разговорам я понял, что они из какого-то детского дома. Посмотрим фотографии (все они кликабельны для их увеличения):

















После завершения богослужения о. Андрей сказал краткое слово о Савватии Оршинском, фрагмент которого здесь (включите динамики громче, звук записан тихо):
video
После этого одни люди стали подходить за святой водой, другие отправились умываться на прудик преподобного Савватия:














Я фотографировал происходящее, снимал видео своим фотоаппаратом, а сам думал: до каких молитвенных высот в самосмирении и отрешении от ценностей мира сего поднялся преподобный Савватий, оставив жаркий средиземноморский климат и 40 лет проживший в землянке сырого леса? Как надо было любить Бога и понимать суетность всего материального? И дай нам всем Бог достичь хотя бы одного процента его святости...

1 комментарий:

  1. Прекрасные материалы, особенно фото, спасибо автору )))

    ОтветитьУдалить