понедельник, 30 мая 2011 г.

Исток Волги. Крестный ход.

28 мая 2011 года я поехал на XIII Волжский крестный ход. Каждый год он проходит под каким-нибудь девизом и сопровождается какой-либо православной святыней. В этом году девизом крестного хода было «За жизнь и защиту семейных ценностей» и он сопровождался иконой Михаила Тверского и Анны Кашинской.

Михаил явил нам пример истинного христианского отношения к своему народу и показал, что большая политика может быть нравственной. В результате московских интриг он был убит, но одержал моральную победу. И пусть светская власть на Руси с тех пор окончательно закрепилась в чёрствой, бесчеловечной, безнравственной и беспринципной Москве - нравственный выбор Михаила Тверского есть такая высота, достичь которой никому из ныне действующих политиков невозможно.


Жена Михаила Анна после его смерти удалилась в Кашин, приняв монашество. Мы, наверное, только на небесах узнаем, сколько всего худого на Тверской земле не произошло по её молитвам.

Ехать на Крестный ход я не очень хотел - ибо был уже не на одном и не на двух из них. Но осознание того, что я впервые буду на нем просто как посторонний гость, давало определённое чувство свободы. К тому же, моя семья настоятельно высказала пожелание побывать на нём. В общем, в 7-30 утра мы погрузились в машину и приступили преодолению 270-километрового пути до деревни (судя по наличию 2-х храмов - села) Волговерховье Осташковского района Тверской области.

Приехали на место мы к половине одиннадцатого. Поставили машину на специально оборудованную стоянку и отправились обозревать окрестности. Вот дорога в деревне Волговерховье, по которой люди идут к Истоку (все фотографии кликабельны для увеличения):


Дорога заканчивается небольшой деревенской площадью, на которой развернулись, как обычно бывает, торговцы сувенирами, шашлыками и квасом. В общем, со времен Иисуса Христа мало что изменилось - храм и торговцы представляют собой устойчивый симбиоз.


От площади вниз идет тропинка к Истоку:




Вот в этой избушке расположен колодец, ключ на дне которого и считается истоком Волги. Я однажды поинтересовался - а почему именно этот ключ из множества соседних решено величать Истоком? Мне ответили, что по гидрографическим правилам именно он - как наиболее полноводный из всех.

Ковры на двух нисходящих террасах - это то место, откуда производится водоосвящение.






Первые метры великой русской реки:


Вдали видна народная забава на Истоке - сфотографироваться, стоя своими ногами на разных берегах Волги. Для жителей Самары, Казани и других волжских городов это диковинное зрелище, они привыкли к совсем другой Волге.


Естественно, без высоких патетических слов в таком месте нельзя. Эти два текста, со своими "оглянись уходя" и прочими апелляциями к русской душе, должны производить сильное впечатление на высокочувствительные души посетителей сего сакрального места.




Этот УАЗ Хантер привез полевые кухни, из которых всем желающим раздавали бесплатно борщ, гречневую кашу с тушенкой и тушёную картошку с ней же. Я отведал борщ и кашу. Хорошая, качественная и простая еда.


В Тверской области Волжский крестный ход считается мероприятим государственного значения. Его регулярно посещает губернатор. А раз его посещает начальник, то и чиновники более низкого ранга считают присутствие там чем-то средним между комильфо и обязаловкой. На этом снимке видно, как общаются начальник управления соцзащиты населения Андрей Гагарин (в прошлом - профессиональный комсомолец) и заместитель губернатора Игорь Ялышев (в прошлом и настоящем - владелец медиахолдинга и турбизнеса, заместитель двух губернаторов).


Также были замечены глава Ржевского района Валерий Румянцев, глава Пеновского района Владимир Худяков, свежеиспечённый глава Осташковского района Андрей Галахов, заместитель начальника департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области Игорь Гусев и другие представители государственного и муниципального чиновничества.

Прилетел губернатор. Он привез с собой сына. А также своего неизменного спутника по тусовочным мероприятиям Илиаса Меркури (на снимке в центре, с мобильником). Меркури - московский ресторатор, грек по национальности, последние лет 15 живущий в России. Написал книгу "Антилузер" и 2 поста в своем ЖЖ о "червяке Зеленина", впоследствии удаленных по требованиям сильных мира сего. Зайдите в его ЖЖ (http://antiloser.livejournal.com), почитайте его твиттер (@imerkouri), если хотите составить свое впечатление об этой весьма нестандартной личности.

Габаритный мэн с мощной шеей в светлом костюме справа от губернатора не телохранитель - это глава Осташковского района Андрей Галахов.




Это начало Крестного хода. Возглавляли его две девушки-полицейские в брючной форме, но с покрытыми форменными пилотками головами. Написал эту фразу и подумал, что в мозгах части интернет-аудитории фраза "покрытыми пилотками" может означать вовсе не то, что я тут имел в виду.


Тренд последних Волжских крестных ходов - казачество. В казацких облачениях было достаточно много мужчин. Исторически казачество без православия немыслимо, это исторический факт. Казачество всегда было носителем здравой русской идеи и надежным защитником южных и восточных рубежей Отечества. Но на мой взгляд, сейчас форма подменяет содержание. Плохо понятно, какие такие казаки могут быть в Центральной России? И "тверской казак" для меня звучит так же как "московский казак". К тому же внешность отдельных персонажей побуждала подойти к ним и спросить: "Вы из иорданских казаков? Тель-Авивского казачьего войска?".








Монахини Ольгина женского монастыря в Волговерховье, в соборе Преображения Господня которого и была Божественная литургия перед Крестным ходом:


Певчие:


Духовенство с иконой Михаила Тверского и Анны Кашинской:










Архиереи - архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и архиепископ Новгородский и Старорусский Лев:






Дмитрий Зеленин с сыном и Андрей Галахов:


Второй справа в профиль - Александр Булычев, журналист, кандидат в депутаты Госдумы на выборах 1993 года, бывший пресс-секретарь губернатора Платова и Главы Твери Белоусова, преподаватель будущих журналисток в ТвГУ, здесь в качестве представителя генерального попечителя Крестного хода Ассоциации КСК. Исходя из требований текущего политического момента ряженый в форму казачьего полковника:


Было много детей. Я видел, как интервью какому-то телеканалу давала девочка, ученица воскресной школы из Максатихи. Дорогу до Максатихи через Есеновичи я хорошо представляю и подумалось, во сколько же эти люди проснулись сегодня, чтобы на автобусе успеть к началу литургии в 8-30 утра?

Уже в Осташкове, по дороге обратно, я встретил умывающегося в Селигере мужчину на мятой ВАЗовской десятке в мятых же брюках и рубашке. Он мне сказал, что выглядит так, потому что ночевал в машине, хотя сам и из Твери - боялся опоздать к началу литургии. Лично у меня такое рвение вызывает лишь уважение. Это нравственный костяк русского народа - эта мятая рубашка. В противовес отутюженным итальянским рубашкам пассажиров ленд-крузеров и лексусов.

Вот православные люди, участники Крестного хода. Посмотрите внимательнее - многие очень рады, у них душевный подъем. Они приехали издалека, для них это событие, которое запомнится им надолго. Они преисполнены сознания важности участия в происходящем, они просты и бесхитростны, в них нет городского лукавства и политической лживости.






На мостки к Истоку пропустили не всех, только духовенство и особо почетных гостей. Это разумно - мостки неширокие, всех бы не выдержали и все бы не поместились. Бородатый мужчина в синей куртке сразу за священниками - Герман Сычев, хозяин деревни Сосница, позиционирующейся как центр православного экотуризма. Деревня полностью принадлежит ему, он отстроил массу гостевых домов и домов для персонала. Построил также за свой счет большую деревянную церковь во имя Германа Столобенского, погуглите её фотографии - она красива, хотя и новодел 21 века. Народная молва называет источником его несметных богатств многолетнюю работу на БАМе и очень заметную долю в универмаге "Московский", том, что на площади трёх вокзалов в Москве. Он очень верующий человек.


Вновь в кадре Александр Булычев:


Владыка Виктор проверяет, всё ли готово к чину малого водоосвящения:


Владыка Лев окропляет святой водой:


Архиереи крестятся:


Такое важное политическое мероприятие, как Волжский крестный ход, никак не могло происходить без участия "Единой России". Светловолосый мужчина в центре - Андрей Арнольдович Римдзенок, секретарь регионального политсовета партии. Стоит с противоположной от Дмитрия Зеленина стороны избушки, поодаль от всех остальных светских участников торжества. Ну и специально для скептиков - кадр крестящегося Римдзенка:






Часть чина водоосвящения я снял на видео своим фотоаппаратом:

video

Многая лета:

video

После окончания водоосвящения Истока народ пошел обратно от истока на холм перед ним. На сцену ведущий пригласил обоих Владык, губернатора Зеленина, главу Осташковского района Галахова, представителя генерального попечителя Булычева. Означенные лица произносили речи, подобающие моменту, но я их слушать не стал, а направился к своей машине. Опыт прошлых лет учил, что после начала Крестного хода по дороге, путь превращается в многокилометровую пробку из участников Крестного хода, автобусов, машин и других транспортных средств (велосипедов, скутеров, лошадей).

Крестный ход этого года оставил у меня двойственное впечталение.
Положительными сторонами явялется то, что он стал уже традицией Тверского края. Люди из отдаленных районов области приезжают на него и для них это праздник. В Волговерховье каждый год что-то улучшается, восстанавливается деревянная церквушка на площади и собор в поле. Происходит ежегодного освящение истока главного русского символа - реки Волги.

Отрицательным мне показались пресыщенность и выражение надоевшести происходящего у светских организаторов мероприятия. То, что последние работы по раскидыванию песчано-гравийной смеси происходили уже после начала мероприятия, буквально по ногам паломников. Также я отметил меньшее, чем в прошлые годы, число гостей и участников Крестного хода.

Также мне кажется несколько нелогичным распитие крепких спиртных напитков в гостевых шатрах для вип-персон - ведь это мероприятие в первую очередь церковное. Хотя понимаю, обычай есть обычай. Ведь именно в этих шатрах значительное число чиновников и получает то, за чем они, собственно, сюда и приехали - возможность неформального общения с губернатором.

В завершение хочется выразить надежду, что Волжский крестный ход есть и будет одним из маленьких шагов на пути восстановления русской самоидентичности и способом приобщения к вере тех, кто пока находится в духовном поиске. И то, что я вижу в Волговерховье на протяжении нескольких лет, укрепляет меня в этой убежденности.

P.S. Наше путешествие в тот день не закончилось: дорога обратно через село Оковцы и Оковецкий ключ - тема следующей записи блога, также иллюстрированной фотографиями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий