вторник, 31 мая 2011 г.

Оковецкий источник

Продолжение. Начало здесь.


По пути из Волговерховья к Оковецкому источнику мы решили заехать в Осташков. Проехались по городу, остановились недалеко от Житенного монастыря на узкой косе, ведущей к острову Кличен и заканчиваюшейся мостом на остров. Летом проезд к острову закрыт, поэтому мы подъехали к берегу около монастыря с целью употребить по назначению имевшееся у нас продовольствие.

Пока доставались сыр, колбаса, хлеб, вода, пока делались бутерброды, я походил по окрестностям в радиусе 100 метров и пофотографировал. Ниже можно видеть часть отснятого материала (все фотографии кликабельны для увеличения).


Это вид на Селигер в сторону пристани Чайкин берег и острова, расположенного напротив неё:




Здание вдалеке - это частная гостиница, которых много в черте города Осташкова на берегах Селигера. У них нет вывесок, нигде не написано, что это за здание. Но они не пустуют, клиенты находят их через интернет, через знакомых. Несмотря на то, что кроме проживания различной степени комфортности эти заведения ничего не обеспечивают, поток клиентов таков, что приехать и застать там свободную комнату крайне сложно. Собственно, это не гостиницы даже, а гостевые дома на много постояльцев.


Полузатонувшая пристань напротив монастыря:




Вид с противоположного берега косы, промышленная часть Осташкова:


На далеком, едва видном берегу - деревни Слобода, Николо-Рожок, турбаза "Сокол". По дороге туда ехать от Осташкова достаточно далеко, по воде напрямую около 5-6 километров. Когда мы там останавливались с палатками, ночью были видны огни Осташкова.


Это дорога, которая ведёт к мосту на Кличен, справа от дороги за деревьями монастырь. Слева от дороги пляж, любимое место у осташей для загара и купания. Справа, под деревьями, они оставляют машины (если удается проехать) и жарят шашлыки. А также занимаются всеми сопутствующими шашлыкам и алкоголю занятиями, особенно пикантно смотрящимися на фоне стен женского монастыря. Что думают инокини и послушницы по этому поводу, мне неведомо. Однако могу предположить, что это соседство - хороший тренажер искушениями, а борьба с искушениями, как известно, у монашествующих бывает и в пустыне. В качестве примера последнего рекомендую почитать различные изложения (вариант не для детей, естественно) жития преподобной Марии Египетской.


Это, собственно, сам монастырь, вид сбоку на стену с главными воротами монастыря.




Это ворота монастыря:


Напротив ворот деревянная лестница уходит к воде, там обрудовано хорошее место для отдыха - две скамейки и стол. По причине поднявшейся воды, воспользоваться ими пока нельзя.




Монастырь активно реставрируется. В зданиях стеклопакеты, отреставрированы храм и корпуса на территории. Но не до конца. Работы там еще много, о чем наиболее ярко свидетельствуют внешние стены монастыря:








К дереву прибита табличка с расписанием автобусов. Кстати, пока мы там были, ни одного автобуса не наблюдалось.


Также напротив монастырских ворот расположено средство связи с внешним миром:


Жители и гости Осташкова любят приезжать сюда на отдых, но не любят убирать за собой:




Завершив путевую импровизированную трапезу, мы двинулись в путь. В Селижарово поехали обычным путем, через тверскую трассу и поворот на Ржев (есть еще дорога через Сиговку, поворот направо сразу за постом ГИБДД). Остановились в Селижарово, купили вкуснейшее мороженое по 6 руб 50 коп за стаканчик.

По абсолютно разбитой, ужаснейшей дороге приехали в Оковцы. @dmitrievv, @sannikov_tdf, если вы читаете эти строки - обратите внимание на ужаснейшую дорогу, автобусы с паломниками еле плетутся, а сколько дисков легковушек там было погнуто - не сосчитать! И эта дорога в таком состоянии всё время, что я туда ездил, бываю там с 2003 года.

К Оковецкому ключу приезжают многие. За вкусной питьевой, обогащённой серебром, водой. За тем, чтобы искупаться в трёх купелях. Просто за впечатлениями в красивое место. Последние годы даже организуются однодневные паломнические поездки от различных тверских храмов. Кстати, если вы говорите "ОковЕцкий источник", то жители Селижаровского района вас непременно поправят: надо говорить "ОкОвецкий источник", от названия села Оковцы, ударение на второй слог.

От старой автостоянки (есть еще и новая, в конце новой дороги) мостки к Оковецкому ключу выглядят так:




Это вход на территорию, построен, как и сама ограда, сравнительно недавно. Да и мостки тоже существуют не десятилетиями: еще в начале 2000-х к источнику добирались с другого берега лесной речушки, переходя её вброд.


Около источника расположена небольшая церквушка из силикатного кирпича. Она тоже существует весьма недавно. История её появления весьма интересна и трагична. Так как человек - автор и мотор идеи строительства церкви - жив и здоров, то без его согласия рассказывать эту историю я здесь считаю неэтичным. Кроме того, это может не понравиться его жене, чего бы мне тоже не хотелось. Скажу лишь, что очень большое жизненное потрясение стало отправной точкой строительства этой церкви.

Также не буду называть профессию этого человека, дабы не вызвать смех и саркастические ухмылки - он далеко не священник. Могу лишь сказать, что он честный и принципиальный человек. По мнению многих - даже излишне принципиальный, за что, бывало, страдал. Но лично мне это нравится, ибо я сам принципиален. Иной раз даже до абсурда (смайлик).


Это жёлоб, по которому вода источника бурным и быстрым потоком течёт в подставленные бутылки и баллоны:


Чаша источника, на дне бьёт ключ. Глубина чаши с водой около 4-х метров, но обратите внимание на чистейшую и прозрачнейшую воду с лёгким синеватым отливом - на дне виден каждый камешек. И это в не-солнечную, предгрозовую тёмную погоду.


На стойках крыши источника закреплена икона. На заднем плане видны 3 кабинки для переодевающихся купальщиков:


На снимках ниже вы можете видеть три купели, в них нужно окунаться с головой по очереди, переходя из первой во вторую, затем в третью. Приехавшие на источник байкеры окунались неправильно - они трижды погружались в первую купель:














Набрав себе воды из источника в заранее припасённые ёмкости (если вы их не взяли с собой - не беда, в храме вам продадут пустые пятилитровки в нужном количестве), мы оставили их на скамеечке рядом и зашли в церковь.

Оковецкий ключ издавна славен многими историями, начиная от визита к нему Ивана Грозного до чудесного обретения двух икон на деревьях рядом с ключом. Отвлекаться я на эти истории не буду, желающим гугл в помощь. Ну или яндекс, если патриотизм не позволяет пользоваться вражеским поисковиком.

Быть в Оковцах и не увидеть храм Смоленской иконы Божией матери 1539 года постройки как минимум нелогично. Сооружение такого размера и такой красоты, построенное вдали от крупных населенных пунктов в первой половине шестнадцатого века - это уже само по себе впечатляет. Вблизи ощущение величественности храма, потрясающего вида на окрестности с холма вызывают в душе чувство лишённости чего-то важного, чего-то, что чувствовали и понимали наши далекие предки.

Стоя на этом месте, оценивая масштаб и размах строительства, явно видится, что вера православная была для наших предков вовсе не "опиумом для народа" - наркоманы такого не построят. И выбор места, и архитектура и величественность общего вида - всё это, в сочетании с безлюдием и разрухой вокруг, вызывает чувство острого сожаления о потерянной стране.


Этот кадр, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует нынешнее состояние России: крест устремлён ввысь на фоне тёмного грозового неба, вокруг кое-как сколоченные строительные леса, по которым ползают и разговаривают на среднеазиатских наречиях Равшаны и Джумшуды.


Несколько видов храма, иллюстрирующих почти полную убитость этого исторического памятника и частичную, пока лишь внешнюю, его восстановленность:




















На стенах есть выцарапанные надписи, в стиле "Здесь был Вася" и в другом стиле, с применением всех богатств и красот живого великорусского языка. Эти надписи с матюгами не фотографировал специально.


Дверь, за которой попрятались Равшаны и Джумшуды, увидев человека с фотоаппаратом (наверное, у них проблемы с российской регистрацией):


Виден перекинутый через блок трос, на котором на леса поднимаются строительные грузы. Если приглядеться к стенам вокруг окна, можно увидеть много выцарапанных на них надписей:


Еще раз общий вид с фасада храма, реставрирующаяся колокольня, съемка с одной и той же точки, общий план и максимальное приближение шпиля с крестом:




В заключение несколько пейзажей, открывающихся глазу с узкого места за алтарной частью храма, съемки в разные стороны с холма:









После осмотра этой реальности почти полутысячелетней давности, мы поехали обратно, в направлении Селижарова, чтобы взять курс на Ржев. По дороге я думал об Антонии Великом и пытался вспомнить стихотворение Пушкина "Отцы пустынники и жёны непорочны". Ощущенное бренности и сиюминутности (суетности - если говорить русским языком начала XIX века) бытия было почти физически ощущаемым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий