четверг, 2 июня 2011 г.

Об отношении к работе, Адаме и Каине

Что есть в нашем понимании работа? Я имею в виду здесь не труд вообще как таковой, а ту "работу" на которую мы каждый день ходим. С этой точки зрения неважно даже отношение к средствам производства, то, кем является человек по отношению к работе - наёмным работником, индивидуальным предпринимателем или же совладельцем крупного и среднего бизнеса. Здесь речь об отношении к работе, как к виду деятельности, как к социальной активности. А также речь о том, какое место занимает работа в душе и сердце человека.


Известна поговорка "Мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать". Эта поговорка на бытовом и простонародном языке точно отражает слова Господа Бога, сказанные им Адаму при изгнании из рая: "со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят" (Быт. 3:17-19). Бог недвусмысленно показал то главное, что с момента грехопадения Адама составляет суть человеческой цивилизации - для пропитания необходим труд. Нужно работать, чтобы поесть. Более известна поговорка "Кто не работает - тот не ест". Она иной раз извращется в угоду говорящему, обосновывая конкретную, выгодную только ему в данный момент, ситуацию. Но по сути своей она верна.

Далее книга Бытия нам сообщает, что "сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт. 3:21). Иными словами, Адам и Ева настолько не представляли себе, что такое работа, настолько они были, выражаясь современным языком "идеальными потребителями", что даже не могли сделать себе одежду и одеться самостоятельно! Их умений хватило лишь на то, чтобы сорвать себе смоковные листья и связать их в виде пояса (Быт. 3:7).

После изгнания человека из рая потребность в работе стала постоянной, от результатов труда зависело само существование человека. Появилось первое разделение труда (Авель - скотовод, Каин - земледелец), первая "конкуренция на рынке" (Быт. 4:3-8), когда неуспех дела рук трудящегося послужил поводом к физическому устранению конкурента. К устранению из зависти, к устранению более успешного.

Как мы можем видеть, в начале XXI века мораль и нравственность иных трудящихся вполне допускают и даже на практике реализуют такое же отношение к конкурентам, как и Каин. Что лишний раз показывает - несмотря на все достижения цивилизации человек тот же. Тот же внутренне, в сердце своём. И пороки у человечества те же, что во времена Адама, Каина, Хама. Внутренне мы не изменились. И никакая исключительно умственная работа, никакие электричество и канализация, никакие лексусы и айпэды не сделали и не сделают нас другими.

Выросли и умерли сотни поколений людей, для которых работа была чем-то естественным, постоянным, органичной частью их бытия. Разделения труда происходили постоянно, специализации стали носить более узкий характер. С размножением человечества, с накоплением материальных благ у него, появились отрасли человеческой деятельности, непосредственно не направленные на удовлетворение физиологических нужд человека - культура, искусство, индустрия развлечений. Появились предметы, за которые люди готовы платить деньги, хотя эти предметы и не нужны для их физического существования. Айфон не насытит физический голод, картина не утолит физическую жажду. Айфон утолит гаджет-аддикцию, картина - эстетический голод.

С течением времени работа стала для людей чем-то настолько психически и социально неотъемлемым, что стала постепенно занимать главное место в душе многих людей. Вы ведь слышали поговорку: "Для женщина на первом месте семья, для мужчины - работа"? Появилось понятие "самореализация" - оно обозначает максимально полное раскрытие своих талантов и склонностей в избранном деле, в своей работе. Сам по себе посыл неплох - нужно качественно выполнять свою работу. Однако, когда работа затмевает всё остальное, когда она становится превыше семейных ценностей и отношений с Богом - она становится идолом. Идолищем поганым. И человек этому идолищу поклоняется, несет своё время, своё здоровье в жертву на это языческий алтарь.

Лет 20 назад читал мемуары Ли Якокки (президент Форда, "отец" Мустанга; потом президент Крайслера, "отец" джипа Чероки), где он рассказывает про разговор с одним топ-менеджером. Топ-менеджер сказал, что настолько отдает себя работе, что несколько лет не был в отпуске. Якокка ему ответил, что это свидетельствует о неумении распределять время и о неправильных жизненных приоритетах.

Я никому не навязываю свою точку зрения. Но если работа у человека настолько на первом месте в жизни, что на семью времени не хватает - его ждёт жестокое разочарование в будущем. И переосмысление прожитой жизни без возможности что либо исправить.

Это не предположения - помимо литературы и описанных в интернете случаев, лично знаю нескольких людей возраста 70-80 лет, трудоголиков, чьи успехи в своей работе были общепризнаны окружающими. И вот они сейчас - одиноки и несчастны. Их взрослые дети и внуки для них чужие - ведь у них никогда не было времени на них. Эти люди приходили домой поздно, валились с ног на кровать и рано вставали, чтобы вновь бежать и приносить своё время в жервту своему идолу. А сейчас, когда они уже несколько лет не работают, все потеряли к ним интерес.

И такая ситуация закономерна: если человек не совершенствуется в жизни ни в чём, кроме работы, если у него нет других интересов - то и для окружающих он интересен прежде всего как специалист своего дела. И ни в каком ином качестве. Поэтому, как только он покидает сферу свой профессии - он исчезает из социума. А привыкнув быть всеми уважаемым профи - сильно переживает и комплексует по поводу сложившейся ситуации. Итогом часто является умственная деградация, когда человек, ещё 5 лет назад перемножавший в уме двузначные цифры, не в состоянии высчитать количество киловатт электроэнергии, потреблённых им за месяц.

Ещё хуже, когда отношение к работе просто маниакальное. Когда на пятый день отпуска у человека начинается "ломка", ему хочется на работу. А если ему в отпуск за эти 5 дней никто ещё и не звонил с работы - "ломка" усиливается чувством беспокойства от невостребованности. Любая маниакальность - признак больной психики. Человек может отдавать все свои силы, всю свою психическую энергию работе или хобби. Достигает в этом больших успехов. Но на пользу ли это ему перед лицом вечности? В качестве экстремального примера упомяну маньяка Чикатило: к пятому десятку своих жертв он уже достиг мастерства в умерщвлении человека.

Поэтому представляется разумным в отношении к работе руководствоваться простой евангельской заповедью: "И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков" (Кол. 3:23). Нужно делать добросовестно своё дело, старательно, от души. Но ни в коем случае не допускать, чтобы работа занимала в душе и в сердце место Бога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий