понедельник, 13 июня 2011 г.

Россия для всех. Картинки с выставки.

Выставка «Россия для всех» вызвала бурные дискуссии ещё до её открытия. Уже то, что её организовал Марат Гельман, для многих является раздражителем. Эти люди исходят из презумпции «Всё, что делает Гельман – ужас, это антикультурно». Другая часть оппонентов взбешена самой формулировкой названия выставки – Россия для всех. В их сознании данная фраза означает «Россия не для русских» и иные варианты её понимания отвергаются напрочь.

Лично я равнодушен к искусству как таковому, эстетическое восприятие у меня если и не атрофировано, то, по крайней мере, спит летаргическим сном. Поэтому художественную ценность посещённой выставки (равно как и всего остального в Центре современного искусства "TverCA") оценить не могу. Но социальные впечатления после выставки остались, здесь я излагаю именно их. И если Модест Мусоргский, посмотрев картины Виктора Гартмана, написал сюиту "Картинки с выставки", то я написал сей текст, воспользовавшись названием Мусоргского для заголовка поста.

Несколько слов о самой концепции выставки и её авторах. Вопреки распространённому убеждению, основным идеологом и мотором выставки был не Марат Гельман, а вполне русский художник Виктор Бондаренко. Автором всех картин является также представитель титульной национальности Дмитрий Гутов. Правда, у меня есть некое сомнение, стоит ли называть словом "картины" то "назаборное граффити", которое я там увидел.

Как рассказали сами авторы, выставка родилась под влиянием событий 11 декабря на Манежной площади. Дальше, как и полагается, были творческие муки художника. Они продолжались до тех пор, пока в неожиданном ночном телефонном звонке Бондаренко не сказал Гутову: "А не попробовать ли тебе поработать в стиле националистов, пишущих на заборах?". Гутову идея понравилась и он начал творить свои таблички-картины, выставленные ныне в виде двух больших панно по бокам от главных дверей Речного вокзала.

Информационный посыл выставки очень простой - Россия есть Родина для всех народов, исторически живущих на её территории. И поэтому те имена, начертания которых мы можем видеть на выставке, составляют славу России, неотъемлемую часть её истории. Действительно, нельзя говорить о прошлом нашей великой страны, не упоминая Александра Невского, Патриарха Никона, Василия Жуковского, Владимира Даля, Константина Циолковского. И говорить о её настоящем без Патриарха Алексия II, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко, Иосифа Кобзона, Виктора Цоя, Валерия Гергиева также невозможно.

Эта выставка пройдет по многим городам России. Тверь стала первым городом, где она представлена публике. На вопрос "Почему начали именно с Твери" Иосиф Кобзон ответил чисто по-еврейски, вопросом на вопрос: "А почему и нет?". Дальше он развил тему, сказав, что Тверь древний российский город, с древней русской культурой и поэтому вполне закономерно, что свой путь выставка, посвященная знаменитым "русским нерусским", начинает именно отсюда. Момент для открытия тоже выбран неслучайно - в преддверии Дня России.

На открытие выставки приехало много известных персон - Евгений Ясин, Светлана Сорокина, Александра Буратаева, Иосиф Кобзон, Людмила Алексеева, Ирина Ясина, Александр Починок, Мария Арбатова. В зале также присутствовали многие известные тверичане - Владимир Боярский, Каринэ Конюхова, Игорь Эльгарт, Эльвира Шерипо. Государственную власть представляли заместитель губернатора Алексей Каспржак и начальник управления регионального развития Алексей Моторкин. Была также и пресса, но, на мой взгляд, её было мало для мероприятия подобного уровня.

Марат Гельман, как всегда, был в центре внимания:


Эльвира Шерипо несколько раз повторила мне, что Людмила Алексеева - её кумир:


Александр Починок старательно прятался от фотокамер:


Мария Арбатова готовится к телеинтервью вместе с мужем-индусом:





На этом видео вы можете увидеть и услышать Марата Гельмана, Виктора Бондаренко, Дмитрия Гутова, Людмилу Алексееву, Алексея Каспржака:



О выставке говорят Иосиф Кобзон и Евгений Ясин:



Выступление Александра Починка заслуживает отдельного внимания:



Мария Арбатова в своём неподражаемом стиле рассказывает о знакомстве с Гутовым в 1996 году, о его творческой эволюции от грузовика с грязью до судеб России:



Из всех выступлений приглашённых ВИПов мне более всего врезались в память слова Людмилы Алексеевой, она процитировала Александра Городницкого: "Родство по слову порождает слово, родство по крови порождает кровь". Было в этом нечто сюрреалистическое - бабушка русской правозащиты цитирует афористично-точные слова барда на фоне мозаичного панно с Симпсонами...

Светлана Сорокина, "абсолютно русская женщина, у которой всё в порядке", как сказал о ней Кобзон, рассказала, почему ей близка тематика выставки. Несколько лет назад она удочерила маленькую девочку, сейчас ей 9 лет. Девочка чёрненькая и, как мне пояснили знакомые с ситуацией люди, минимум один из родителей принадлежит к негроидной расе. Светлана не хочет, чтобы её дочь столкнулась в своей жизни со всеми мерзостями "родства по крови".

Также Светлана сказала, что все эти националистические шествия с файерами на первый взгляд кажутся чем-то далёким и не имеющим к тебе отношения. Но лишь до тех пор, пока это не коснётся тебя лично. Её это коснулось вечером того дня, когда футбольные фанаты шли по Ленинградке после убийства Егора Свиридова. Сорокина зашла в аптеку, там за стойкой в голос рыдала женщина-провизор явно кавказской внешности. Больше в аптеке никого не было. Оказалось, считанные минуты назад сюда забегали фанаты, увидели её внешность, проорали "В следующий раз мы тебя точно убьём" и убежали. И тут Светлана Сорокина поняла, что расизм и ксенофобия уже пропитали наше общество настолько, что следующий шаг и представить страшно.

Александра Буратаева, калмычка по национальности, сказала мало, но ёмко. Она выразила уверенность в том, что в России все населяющие её народы всегда любили как свою малую, так и свою большую Родину.

Главный врач ГУЗ «Центр специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева», заслуженный врач РФ Каринэ Конюхова живёт в Твери уже 36 лет. Она любит Тверь. И ни у неё, ни у её друзей никогда не возникал вопрос национальной принадлежности. В подтверждение этого она привела пример.

Однажды распространились по городу слухи, что скинхеды будут бить сегодня чёрных. Дети сказали Конюховой, чтобы она не выходила из дому, но ей позвонила подруга и пригласила погулять вместе. Каринэ сказала, что из дома выходить не будет, так как приехали скинхеды бить чёрных. На что подруга искренне удивилась: "А к тебе-то это какое имеет отношение?". Это пример абсолютно нормального подхода к людям независимо от их национальности. После окончания официальной части я подошел к Каринэ Александровне и сказал, что полностью согласен с её словами, среди моих ближайших знакомых вирус национализма не прижился.

Глядя на пришедших на выставку людей, я задавал себе вопрос: что же может дать эта выставка обществу? Не опоздала ли она лет эдак на 15? Об этом я спросил тех, чьё мнение мне было интересно. Приведу ответы двоих.

Людмила Алексеева сказала мне, что, конечно же, опоздала, но лучше поздно, чем никогда. Она сказала, что если в начале 1990-х об этом задумывались единицы (ибо советский интернационализм ещё был всеобщим шаблоном мышления), то сейчас это приобрело характер государственной проблемы. И лично она, Людмила Алексеева, всегда будет поддерживать мероприятия такого рода. Без них построить гражданское общество невозможно.

Ответ Бориса Львовича Губмана, преподавателя философии Тверского госуниверситета, был с изрядной долей скептицизма. Во-первых, сказал он, на выставки ходят максимум 5% населения. Поэтому говорить о воздействии выставки на общество бессмысленно. Она воздействует лишь на богему и на СМИ. Во-вторых, сказал он, те, кому, собственно, и адресован сей месседж, на эту выставку не придут. Сюда приходят те, кто заранее согласен, что в России всем народам должно быть хорошо и комфортно. Всем, а не одному.

Желая развить последний тезис, я пересказал ему несколько твитов его бывшего студента. Твиты призывали к бойкоту экспозиции и высказывали убеждение, что Гельман подобными выставками разрушает Россию. Губман посмеялся, сказал, что если слепой даже и придёт на выставку - он ничего не увидит. Нужно время чтобы прозреть. Причем история показывает, что прозревают далеко не все.

Действительно, сам формат выставки и упомянутые на ней великие "русские нерусские" кому-то могут показаться дурновкусием, художественной провокацией, насаждением западной толерантности и так далее. Даже в среде тверских художников данная выставка была воспринята неоднозначно, о чём можно было прочитать в твиттере. Посмотрите фотографии с выставки и судите сами.














На полу, под граффити, лежали фотографии Ильи Варламова с Манежной площади, сделанные им 11 декабря 2010 года. Мне показалось, что мысль художника была такова: великие "русские нерусские" всегда на виду, их изучают в школе, а ксенофобия у нас под ногами и поэтому мы её не замечаем.














Обойдя всю экспозицию Центра современного искусства TverCA, я вышел на крышу Речного вокзала, которая, по мысли Марата Гельмана, есть продолжение экспозиции. С крыши открывался прекрасный вид на Тверь в любую сторону.

Это Успенский собор, настоятель которого о. Пётр (Танашкин) бурно высказывался против гипсово-марлевой инсталляции "Тайная вечеря":


На противоположном берегу Тверцы, ровно напротив здания Речного вокзала, располагается Свято-Екатерининский женский монастырь. Игуменией там является матушка Иулиания (Ритониеми), финка по национальности. Своим примером она нам как бы показывает, что не тот православный, кто русский, но тот русский, кто православный.


Здание Речного вокзала, в котором сейчас центр Гельмана TverCA, расположено в устье Тверцы, в месте впадения её в Волгу. Я стоял на крыше, смотрел на неторопливое течение...

Река текла так же, как и тысячи лет назад. Ей не было никакого дела до людей, страсти которых кипели по поводу каких-то изображений, выставленных в ветхом здании. Родившись на тверской земле, Волга стремится, как и столетиями прежде, к своим низовьям. Туда, где чуваши, татары, мордва, башкиры и калмыки привыкли считать её своей родной рекой...

2 комментария: