понедельник, 15 августа 2011 г.

Полет на воздушном шаре

В минувшие выходные мне довелось побывать на фестивале воздухоплавания, который проводился в селе Бурашево Калининского района Тверской области 12-13 августа. Воздухоплавание - это полеты на неуправляемых воздушных шарах. Шаров было много, вначале было заявлено более 20 пилотов, однако впоследствии произошли изменения: шаров стало меньше. Но, на мой субъективный взгляд, фестиваль от этого менее зрелищным не стал. Учитывая массу критических высказываний в тверском интернете относительно организации фестиваля, я начну рассказ со своих впечатлений об административной стороне мероприятия.

На краю поля была установлена сцена, на которой выступали музыкальные коллективы различной направленности. Отсюда же ведущий отпускал шуточки поселкового уровня и возвещал, что вот-вот из-за леса покажутся шары. "Вот-вот" измерялось, как правило, десятками минут.


Основная масса зрителей находилась за барьером из низкого штакетника. Люди общались, загорали, пили алкоголь, танцевали. В общем, весело проводили время и никакие плоские шутки ниже пояса и пробелы в организации их не заботили. Проблемы были, но это были стандартные проблемы любого мероприятия, проводимого впервые. Очередей в биотуалеты, как об этом пишут на форумах, я не наблюдал. Мясо от СтейкХауса не было отвратительным, правда, вкусным оно тоже не было. Очереди за пивом также отсутствовали.


Марка Nemiroff была спонсором фестиваля и в VIP-шатре стоял вот такой стол с заботливо налитыми рюмками. Желающие могли подойти и обслужить себя сами. Но сидевшая на белоснежных диванах и за такого же цвета столиками публика предпочитала красное вино и кофе Paulig. Кофейный бренд также был спонсором.


Около 20-00 (речь идет о субботе) из-за леса показались шары. Они несли в своих корзинах желающих испытать ощущения пустоты под ногами и свободного полета по рецепту братьев Монгольфье. До старта шаров я успел переговорить с пилотами, они сказали, что вечерний полет будет коротким и я вечером в субботу не полетел, так как перелет с поля на поле короток и неинтересен. Однако подавляющему большинству собравшихся зрителей были интересны шары сами по себе.

Публика оживилась, люди достали свои фотоаппараты, телефоны, видеокамеры и принялись фотографировать шары и себя на их фоне.




Этот сине-зеленый шар опустился рядом с зрительным сектором. Столпотворение вокруг корзины аэростата напомнила классическое "по улицам слона водили". Люди фотографировали шар, фотографировались на фоне корзины, особо решительные подходили к самой корзине вплотную.








Лично я фестиваль посетил только ради полета на воздушном шаре, поэтому не поленился проснуться в 4-30 в воскресенье, чтобы к полшестому быть уже на поле. Мне обещали полноценный полет, отличающийся от формального вечернего перелёта через лес. Воскресные полёты вообще в официальном расписании фестиваля не значились.

Я был внесен в полетный лист на воскресенье, подошел к указанному мне пилоту и мы начали готовить аэростат к подъему. Взлетная площадка на сей раз располагалась у автоцентра Ниссан. Прежде чем повествовать о самом полете, приведу немного цифр, фактов и расскажу одну историю.

Фестиваль проводился среди воздушных шаров класса AX-8 по международной классификации, "мой" аэростат был объемом 2550 кубических метров. Шары шьются вручную, один шар стоит от 500 000 рублей. Корзина - от 70 000. Газовая горелка - 150 000 рублей. Заправка газом одного баллона - 600 рублей. Стандартный комплект одной корзины - 3 баллона, расходуются за один полёт. В общем, весьма затратное увлечение.

Вопреки расхожему мнению, шары в полете не управляются в привычном понимании этого слова. Аэронавт не может выбрать, куда ему лететь - выбирается лишь точка взлета, откуда ветер несет шары туда, куда ему заблагорассудится их нести. Можно управлять направлением полёта лишь поднимаясь выше или опускаясь ниже - на разных высотах направление воздушных потоков разное. Когда кончается газ либо начинаются леса, аэронавт принимает решение о посадке шара. Посадка наиболее опасна при ветре от 5 до 10 метров в секунду - корзину тащит по земле, есть риск выпасть либо с размаху "вписаться" в деревья. В общем, сильный ветер аэронавтам опасен и в этой связи пилот рассказал следующее.

Он катал одного известного кинокаскадера, который вознамерился эффектно обставить свое предложение руки и сердца любимой девушке. Так как женщины (по непонятной прихоти природы) существа романтичные, то признание в небесах должно было непременно запомниться избраннице на всю жизнь и гарантировать положительный ответ. В общем, типовой набор бесхитростной московской романтики.

Однако, вопреки ожиданиям, начал реализовываться сценарий "они жили счастливо и умерли в один день". Сразу после взлета неожиданно подул сильный ветер. Шар понесло в опасную местность, аэронавт пытался подняться выше потока, но ему это не удалось. Корзина болталась от резких порывов ветра, пассажиры держались за канатные поручни чтобы не выпасть. Пилот принял решение садиться. Для посадки нужно выбрать поле без деревьев и ЛЭП. Управлять горелкой и одновременно обозревать горизонт было затруднительно, пилот попросил пассажиров поучаствовать в процессе спасения собственных жизней.

Бледный каскадер не мог ответить на вопросы о рельефе пролетаемой местности и вообще боялся выглядывать из корзины; по правилам, в экстремальной ситуации нужно сесть на пол. Его девушка же совершенно спокойно и адекватно перечисляла пилоту все, что она видела по тем направлениям, которые ей он указывал. Посадка была жёсткой, но никто ничего не сломал. История умалчивает о дальнейшей судьбе этой, пытавшейся быть романтичной, пары.

На фотографиях ниже вы видите некоторые стадии подготовки к старту. Это прогрев газовой горелки:


Идёт накачка шара воздухом при помощи вентилятора с бензиновым мотором, девушка в кадре специально - чтобы оценить размеры надуваемого полотнища:


Надуваемое полотнище изнутри, со стороны вентилятора:


Шар поднялся, до старта считанные секунды:


Момент нашего отрыва от земли:


Первые секунды полёта:


Перелетели трассу М10 Москва - Санкт-Петербург, поля Бурашевского сельского поселения:


Бурашевское шоссе:


Трасса Москва - Питер:


Высота полета 250 метров:


Шары, взлетевшие после нас, съемка против солнца:


Сосновый лес, вид сверху:


С нами в корзине была девушка, она активно фотографировала, очень радовалась и вообще демонстрировала всяческое жизнелюбие. Это очень красиво смотрелось в корзине, борта которой были мне чуть выше пояса. Какая-либо страховка, кроме собственных рук, отсутствовала. Я подумал, что девушка после полета должна непременно вернуться в Бурашево, где местный Пикассо просто обязан написать картину "Девочка на шаре". В Бурашево, знаете ли, есть заведение, где Пикассо, Наполеоны и всякие прочие искатели царской родословной Путина исчисляются десятками.

Подлетаем к деревне Раслово. Далее идут леса, военный аэродром Мигалово. Увидев хвосты припаркованных самолетов и сопоставив направление ветра с местностью, пилот принял решение заходить на глиссаду над полем за деревней.


Здесь вы видите, что мы уже существенно снизились:


После этого кадра поступила команда убрать фотокамеры и готовиться к посадке. Аэростат стремительно снижался. И снижался он на ЛЭП. Пассажиры испытали острые ощущения. Я гадал - меня убьет током сразу или сначала сгорит одежда? Но, слава Богу, корзина прошла в нескольких метрах над самым верхним проводом.

Посадка была "средней жесткости", итогом полета стало ушибленное о газовый баллон правое колено. Но я ушибы за травмы не считаю, о чем честно поведал корреспонденту газеты "Комсомольская Правда - Тверь", которая позвонила мне сегодня утром, готовя материал для своего издания (ссылка). Оно, конечно, лестно, что мои фраза и фамилия использованы для заголовка, но эмоциональность существенно преувеличена, а слов "мужские выходные" и "адреналин этих дней забуду не скоро" я вообще не говорил. Мужланское самолюбование мне чуждо, поэтому достаточной сатисфакцией "мужским выходным" считаю услышанную на фестивале же в свой адрес фразу "Я представляла вас другим, на мачо вы не тянете". В общем, положительные эмоции мне доставил не только полет, но и околополетные оценки вашего покорного слуги со стороны прекрасных представительниц тверской прессы.

Приземлившись, пилот вышел на связь и сообщил, где нас искать. После этого все вместе мы принялись сдувать шар и сворачивать его. После сворачивания, по традиции, сели на сумку с шаром и начался обряд нашего посвящения в аэронавты. Обряд заключался в сожжении одного волоса прямо на голове, а чтобы голова не загорелась, второй посвящающий поливал её шампанским. Я грустно представлял себе сцены остановки моей машины гаишником по дороге обратно... Шампанское было у меня не только на голове, но и на куртке, на сумке... Несмотря на уговоры посвящающих, пить его я не стал.

Опять же по традиции, начатой 25-минутным полетом маркизов Пилатр-де-Розье и д’Арланда, нам присвоили графские титулы по наименованию населенного пункта близ места приземления. Так что теперь я граф Расловский, что подтверждается выданным мне свидетельством (отсканирую - выложу скан).

В заключение хочу порекомендовать всем: если есть возможность полетать на шаре - не упускайте её! Это прекрасный шанс почувствовать красоту естественного полёта, а отсутствие какой-либо страховки лишний раз напомнит нашей суетной душе, что мы отнюдь не хозяева собственной жизни. Летайте!

Комментариев нет:

Отправить комментарий