среда, 30 ноября 2011 г.

Пояс Богородицы, Рождественский пост и сытое брюхо


Православная святыня - Пояс Богородицы из Ватопедского монастыря, что на Афоне - покинула Россию. Покинула непосредственно перед началом Рождественского поста. Для огромного количества людей пребывание Пояса в России явилось очень значимым событием. Во всех городах, в которых побывал Пояс, к нему выстраивались огромные очереди. Злые языки говорят о тёмном и невежественном народе, политологи изощряются в предположениях об электоральном использовании Пояса, скептики рассуждают о том, как может способствовать деторождению Пояс, столетиями пребывающий в монашеской среде. Общественный резонанс таков, что и на телевидении, и в интернете в течение нескольких дней Пояс был темой номер один. И спектр оценок этой темы был весьма широк.

Политологи, конспирологи и прочие, полагающие себя грамотными и образованными, люди недоумевали, наблюдая путешествие Пояса по России. Недоумение сменилось раздражением, когда Пояс прибыл в Москву. Раздражаться было чему: перекрытые улицы, толпы народа, сотни автобусов из провинции. Стандартного московского обывателя стало просто трясти. Когнитивный диссонанс напрочь заблокировал разумность поведения.

Совсем недавно стандартный москвич возмущался резанием баранов на улице и тысячами мусульман у четырех московских мечетей в Курбан-Байрам. Жаловались, что басурманы заполонили метро и расстилают свои коврики прямо на проезжей части. Но вот на улицы вышли десятки тысяч представителей самой что ни на есть титульной нации и перекрыли улицы. Вроде бы, реакции быть не должно либо логична та же самая - возмущение. Но здесь было не просто возмущение - был гнев, была злоба, были тонны желчи в блогах и в авторских колонках на популярных медиаресурсах. Почему?

Сознание среднестатистического потребителя просто парализует мысль, что кто-то способен проехать несколько сот километров, стоять на холодном ветру сутки, чтобы несколько секунд побыть рядом с какой-то там древней тряпкой, аутентичность которой вовсе не подтверждена учёными. То ли дело стоять ночью перед Apple Store, дожидаясь полуночи, когда распахнутся двери храма секты Джобса и начнутся продажи очередного гаджета с эмблемой в виде надкусанного (райского?) яблока! Или же сгонять в Милан на рождественские распродажи - это более понятно. А эти мракобесы сами тупы, да ещё и своим образованным согражданам, едущим с работы на кредитной иномарке, жить мешают. Гнать их, гнать попов поганых!!! Небось у каждого попа-то мерседес минимум предпоследнего года выпуска?! И не кредитный вовсе - куплен на собранные у одураченных старушек деньги!

Все это яркая иллюстрация давнего внутриличностного человеческого конфликта, известного также как основной вопрос философии: что первично - бытие или сознание? И приходится констатировать, что у возмущающихся образованных и небедных граждан первично все же бытие. Оно первично в их ценностной системе, несмотря на то, что сознанием своим они очень гордятся. И не только им гордятся, но и зарабатывают деньги. Именно им зарабатывают деньги, а не руками. Ровно так же, как 150 лет назад зарабатывающая деньги своим сознанием русская интеллигенция в душе своей презирала работающих руками крестьян, которые хоть и не были образцами православной нравственности, но своим кондовым самосознанием удерживали сползание страны в безбожную пропасть. Кстати, погуглите этимологию слова "крестьянин" не только в русском, но и в других восточнославянских языках - показательно, не правда ли?

И начавшийся Рождественский пост также весьма явно показывает разницу в отношении к вере различных представителей нашего народа. Ведь что такое пост? Это время смирения, когда человек ради Евангельских ценностей смиряет свою душу и тело. Причем смирение тела здесь отнюдь не на первом месте. Принципы "милости хочу, а не жертвы" (Ос. 6:6, Матф. 9:13, 12:7), "вера без дел мертва" (Иак. 2:20), "кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва мерзость" (Прит. 28:9) никуда не исчезли. Работоспособность этих духовных принципов хорошо известна истинно верующим людям.

Специально не пишу "глубоко верующим" - глубоко веровать невозможно, нет предела. Можно лишь быть маловерным. Или, что ещё хуже - "культурологическим православным", то есть человеком, нуждающимся в православии, как в культурном идентификаторе. Такой человек называет себя православным лишь с одной целью: подчеркнуть "мы такие, а остальные - другие". В лучшем случае, он знает обрядовую сторону православия, сущностная же ему неведома. Да ему это и не нужно - ему достаточно ходить по воскресеньям в храм, ставить свечи, соблюдать Великий пост (что для некоторых вообще подвиг) и, тем самым, подчеркивать свое "превосходство" как над иноверцами, так и над более воцерковленными согражданами. Во времена социализма силой, двигавшей советскую интеллигенцию в церковь, было фрондёрство официозу. Сейчас этой силой является отнюдь не желание изменить свою жизнь, следуя буквально учению Иисуса Христа, а стремление самопозиционироваться, стремление получить жизненные дивиденды. Именно отсюда возникают такие оксюмороны, как Зюганов в Храме Христа Спасителя. Смотрится он там не уместнее, чем свинья в синагоге.

И вот для таких "православнутых", а равно и для превозносящихся разумом своим людей, паломники к Поясу Богородицы выглядят, мягко говоря, блаженненькими. Им не понять, почему эти искренние люди преодолевают большие расстояния, а затем долгие часы стоят в очереди. Зато обсуждения, кому из паломников в очереди стало плохо, кого обокрали, а кто прошел без очереди - это для них "как лакомства, и они входят во внутренность чрева" (Прит. 18:9).

Постящиеся тоже кажутся им слегка тронутыми идиотизмом, но здесь понимания побольше - как никак "русская народная диета, проверенная веками". Некоторые даже с большим энтузиазмом бросаются в пост с головой, следуя новомодному поветрию. Интеллигенты обмениваются изысканными рецептами постных блюд. Бандюги делятся особенностями функционирования желудочно-кишечного тракта во время поста, не стесняясь натуралистических подробностей. Не утрирую - и то, и другое слышал лично. Однако смысл поста как самоограничения и верности Господу в малом, а также смирение своего естества этим "постникам" неведом. Равно как неведома и та истина, что сытое брюхо душе не подмога.

"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" - эти слова из Книги Притч (4:23) хорошо иллюстрируют тот факт, что формальное соблюдение поста без внутреннего самосмирения и укрощения своих страстей бессмысленно. Плода не будет. А будет лишь то, что обличал Иисус Христос в Своей земной жизни - фарисейство. Фарисеи точно и буквально соблюдали Закон Моисеев, однако Спаситель чётко расставил приоритеты: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Матф. 23:23).

Поэтому не нужно насмехаться над паломниками к Поясу Богородицы. Не нужно преисполняться самоправедности от соблюдения поста, выискивая в интернете какой-нибудь очередной рецепт мидий в ананасовом соусе. Нужно посмотреть внутрь себя и подумать, что повредит моей душе больше: стакан йогурта или гнев на коллегу? Будет ли пресыщенный экзотическими постными блюдами организм более восприимчив к чтению Правила или Псалтири? Зачем я соблюдаю пост, если я считаю ложь неотъемлемой и неизбежной частью своей работы? На эти (и аналогичные им) вопросы следует ответить и уже потом сделать свой осознанный выбор - соблюдать пост или нет. Ехать в паломничество или подождать до тех пор, пока оно не будет восприниматься ступенькой для самосовершенствования души, а не очередной турпоездкой.

Наши желания никуда от нас не денутся. Они будут с нами всегда, пока мы живы. Однако глядя на свою жизнь сквозь призму евангельских ценностей, мы всегда можем определить, что следует делать, а что нет. "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" - апостол Павел, имея опыт фарисейской жизни, хорошо знал, о чем писал в 1Кор. 6:12. И именно с этой точки зрения абсолютно не важно, чего же именно мне хочется сейчас - новый гаджет или чужую жену. Важно другое: что я изберу, всегда имея в себе таких советников (по 1Ин. 2:16), как похоть плоти, похоть очей и гордость житейская? И пост есть незаменимый оценочный инструмент этого выбора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий