воскресенье, 24 июня 2012 г.

О каждом стихе Библии


Сегодня мне выдалось относительно свободное время для размышлений, не ограниченных рабочей тематикой или бытовой рутиной. Мысль моя пошла в направлении красоты и многогранности библейских стихов. Как известно, Библия делится на книги, книги на главы, главы на стихи. 

Я размышлял о каноне Библии, её бесчисленных переводах, её образах, некоторые из которых понятны лишь средиземноморским народам двух- и трехтысячелетней давности. Я думал об апостоле Павле и Моисее Маймониде, Иоанне Златоусте и Августине Блаженном, архиепископе Геннадии и Мартине Лютере, прот. Александре Мене и Валентине Кузнецовой. Для всех этих людей библейские тесты были огромной жизненной ценностью. Такой, изучению и постижению (это не одно и то же) которой они посвятили многие годы своей жизни. Эти люди жили Словом Божиим - текстами Ветхого и Нового Завета, отдельными их книгами, главами и стихами. 

Необъяснимым для нас образом Дух Святый вдохновлял авторов 66 канонических книг на написание универсальных текстов (2Тим. 3:16), применимых в любой жизненной ситуации любым человеком - при условии, что главной целью его жизни является стремление жить по воле Божией.  На протяжении тысячелетий библейскими стихами вдохновлялись мудрейшие умы человечества,  миллионы простецов находили в Слове жизненную поддержку и ответы на сложные вопросы жизни. Почему так происходило и происходит? Почему один и тот же текст понимается по-разному не только разными людьми, но зачастую одним и тем же человеком в разные моменты его жизни? Мне пришла в голову следующая аналогия.


Возьмите в руку бриллиант, ограненный самым выдающимся ювелиром современности - сколько в нём граней? Многие десятки! Как они переливаются на солнечном свету! Но, несмотря на то, что его красота нам очевидна, мы не можем видеть одновременно все его грани, видеть отражение солнца от каждой его поверхности. 

Бриллианту можно уподобить каждый стих Библии - он также многогранен. Какую-то часть граней мы видим сразу, по первом прочтении текста. Другую мы постигаем во время литургии, слыша последование его  с иными текстами службы, составленной отцами Церкви. Иные открываются нам через те или иные жизненные обстоятельства, проходя через которые написанное становится нашим личным переживанием. В этом случае стих оживает и выпрыгивает со страниц Ветхого или Нового Завет в наше сердце  - мы понимаем, что Слово богодухновенно, написанные много столетий назад слова и сейчас точно характеризуют те или иные стороны нашей жизни или нашей личности. 

Мы можем открывать новые грани Слова через постижение сугубо мирских наук - таких как логика или теория государства и права. Они также становятся видны через анализ исторического контекста - кто, когда и в каких условиях написал данные библейские строки? Неожиданные грани становятся видны при изучении далеких, казалось бы, текстов - древнегреческих философов или современных раввинов. 

Не следует забывать, что подлинным автором всех библейских стихов является Господь - чьи мысли, способности, ведение и умения намного превышают не только человеческие возможности, но и человеческое представление о том, что есть возможности (Ис. 55:8-9). И поэтому у каждого маленького бриллианта - библейского стиха - бесконечное число граней. Дай Бог нам увидеть хотя бы половину от доступного нашему пониманию...

2 комментария:

  1. Самый последний абзац самый точный, автор библии Бог а разум Бога намного превосходит разум человека.
    Если человек реально жаждет и хочет познать истину и Самого Бога то он должен обращаться непосредственно к Богу чтобы Он его научил и наставил т.к. без откровения свыше человек не в состоянии получить эти знания
    и простое прочтение библии без откровения от Бога т.е. обучения от Бога будет безполезным занятием.

    Как написано: "кто любит Бога тому даровано знание от Него".

    ОтветитьУдалить
  2. Аминь.
    Собственно, весь предшествующий текст ради этого абзаца и написан.

    ОтветитьУдалить