суббота, 28 июля 2012 г.

Вышний Волочок: провинция еще жива.

Сегодня я выехал из Питера в Тверь около 5-30 утра. Ленинградскую область мы пролетели на одном дыхании, в Новгородской (несмотря на страшилки моего друга Сергея) мы задержались ненадолго, новгородские гаишники вовсе не злые, как он меня пугал. Меня вообще не остановили ни разу.


Въехав в Тверскую область мы себя почувствовали двояко: с одной стороны мы дома (как говорится, дома и стены помогают), с другой - мы прекрасно понимали, что тверская глубинка далеко не столицы. Дети хотели есть, поэтому жена мне поставила задачу найти ближайшее кафе, желательно такое где есть микроволновка, которой можно воспользоваться. Зная Вышний Волочек, я предположил, что такие заведения могут быть на улице Ленина либо на Казанском проспекте. На одном из углов улицы Ленина мы увидели ресторан "Цна":

Мы зашли. Увидев троих девушек за стойкой я задал традиционный в таких заведениях в такое время суток вопрос: "Девчонки, кофем напоите?". Именно "кофем" - в тверской глубинке это показатель "своего в доску", даже с моей интеллигентной мордой лица (смайлик). Напоят, убедили меня. Спросили, что я предпочитаю к кофе. Я ответил вопросом - а что есть? Были несколько пирогов, шарлотка яблочная и творожный пирог. Я выбрал пирог. Как оказалось, не ошибся - он был свежеиспеченый, еще теплый. 

Стали выбирать стол. На летней веранде садиться не стали. во избежание отвлечения детей улицей. Внутри зала (декорированного силуэтами мужиков с саксофонами и надписью Louis Armstrong - местечковое понимание столичной стильности) заняты были лишь 3 столика.

За одним из них расположились мы, за вторым компания обсуждала планируемую в этом заведении свадьбу (А сколько человек будет? А иногородние будут, из Москвы, Питера, Твери? Им же все по-другому надо, нет? А невеста в фате будет?), третий столик с табличкой Reserved оккупировали два мужичка, один из которых типичный крестьянин, второй типичный бритоголовчик, живая иллюстрация 90-х годов. Через минут пять к ним присоединился еще один бритоголовчик, преисполненный чувства собственной крутости. Еще минут через пять подошел колоритный персонаж в белой в синюю клеточку кЭпке, майке и коротких шортах, более похожих на семейные трусы. Все сидящие за столом встали, подошли к нему, пожали руки и "побратались" (что это - погуглите). В общем, тот социальный слой, мировоззрение которого явно и четко определяют выражения "не верь, не бойся, не проси", "умри ты сегодня, а я завтра", "вор не тот, кто украл, а то, кто попался" еще очень даже жив в тверской глубинке. И здесь они чувствуют себя хозяевами жизни. Ну, конечно, до тех пор, пока ОМОН их не положит на часик-другой в февральский снег фейсами вниз, что воспринимается как неизбежные издержки профессии. 

Я пошел в туалет. Понимая, в каком заведении я нахожусь, хотел закрыть туалет изнутри. Фиг там - он не закрывался! И это при том, что туалет один - и для женщин, и для мужчин! Две кабинки с металлическими (!!!) дверями, лицевая часть которых состоит из крашеного асбестоцемента!!! Нет, вы не поняли, поэтому повторяю - в ресторане (!!!) МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ двери в кабинки туалетов, сваренные из грубого стального профиля! С лицевой стороной из асбестоцементных листов, крашеных серебрянкой! Асбестоцементных, то есть таких, коими крышу кроют! И это - ресторан!

Попив чая и кофе, мы вышли из "Цны" и пошли по улице Ленина. Кстати, специально для жителей Москвы и Питера называю цену - в ресторане за 2 чая Greenfield, 1 двойной американо и 3 творожных пирога мы заплатили 260 рублей. Это не опечатка - двести шестьдесят рублей.  Для сравнения: в Старбаксе, что в цокольном этаже башни "Федерация" в Москва-Сити, средний латтэ с корицей стоит 270 рублей. 

Нам готовили и подавали три молодых девушки, судьбы которых, как мне очень хочется надеяться, сложатся хорошо. Они, безусловно, выйдут замуж и проживут долго и счастливо. И их мужья не будут убиты в очередной вышневолоцкой перестрелке, не умрут "от сердечной недостаточности" во время допроса в полиции, не погибнут от контакта с оголенным проводом во время воровства мешка комбикорма с соседней фермы, не замерзнут до смерти по пьяни в канаве зимой. 

Мы пошли по улице Ленина и по пути сделали несколько кадров окрестностей. Вот это Вышневолоцкий драмтеатр:

Да-да, в Вышнем Волочке есть драматический театр! Наряду с Кимрами, он является городом, где есть театр. Это позволяет местным жителям (в отличие от жителей, к примеру, Ржева или Осташкова) гордо говорить: "Мы вам не какая-нибудь провинция! Мы - культурная провинция!".  Остальные же тверские райцентры довольствуются тем, что изредка ездят в Тверь (Москву, Питер - нужное подчеркнуть) "хватануть культурки". Для тех моих тви-фолловеров, кои предпочитают видеть в моих текстах пренебрежение к людям, сообщаю, что "хватануть культурки" - выражение не мое, я сам его услышал у селигерских аборигенов, мне  оно очень понравилось. Сочное, колоритное, оно показывает ту неизбывную пропасть, которая всегда была и будет между глубинкой и столицами. 

Далее на углу мы увидели вход в местную юридическую консультацию. Вывеска этой консультации показалась мне столь замечательной, что я не мог ее не сфотографировать:

Собственно, жители тверских райцентров не увидят в этой вывеске ничего ненормального, поэтому я оставлю ее без комментариев - как тест на цивилизованность.

Вот это памятник Венецианов, кто это - погуглите. Дам подсказку - это художник, то есть тот, кто пишет (а не рисует!) картины. Картины - это такие штуки, которые в больших рамах богатые люди от некуда-деньги-девать вешают у себя в домах (смайлик). 

Вот это угол улицы Ленина и Московской, пешеходные переходы ведут к входу в городской сад:

Дальше наш путь пролегал мимо местных магазинов:

Я с трудом представляю вульгарно-блатное слово "халява" на вывесках магазинов Москвы и Питера, но здесь, в Вышнем Волочке, оно смотрится уместно, органично и положительно воспринимается местным населением.

Зашли в магазин. Запахи в внутри однозначно показывали страну происхождения товара. Вызывало удивление лишь то, что продавщицы без противогазов. Посмотрев на богатый ассортимент шлепанцев за 100 рублей и тренировочных штанов за 200, мы решили здесь не задерживаться ибо здоровье дороже.

Далее наше внимание привлек дом, у которого от времени просто провалилась крыша. Напоминаю, это центральная улица Вышнего Волочка:

Завершая свое краткое описание впечатлений от райцентра №2 Тверской области, могу лишь сказать, что контраст с Санкт-Петербургом разителен. В Питере я не видел, чтобы бухали водку в парке компанией не-алкоголиков в 10-00 утра. В Питере я не видел ребяток лет 18-ти, которые утром идут и прихлебывают из почти пустой трехлитровки пива, похлопывая друг друга по плечу и поднимают клубы пыли своими резиновыми шлепанцами на босу ногу. Я не видел бабищ, которые, идя по тротуару, разговаривают со своим мужиком исключительно матюгами. 

Я знаю, что у многих моих знакомых, фолловеров и читателей блога фильм Звягинцева "Елена" вызвал неприятные ощущения. Людям не хочется замечать ту чернуху, которая окружает их повседневно и к которой они привыкли. Но это правда и в России есть масса городов, подавляющее большинство населения которых именно таково, каким режиссер показал семью Елены. У них именно такие манеры, жизненные интересы и одежда. Это Россия, это факт, нравится он кому-либо или не нравится. Проходя по улицам Вышнего Волочка я наблюдал десятки таких елен, десятки её сыночков и десятки её старших внуков. 

Звягинцев прав: действие фильма происходит в большом столичном городе, оно не могло происходить в тверской глубинке: ибо в глубинке такая семья смотрелась бы вполне нормальной, среднестатистической и в чем-то даже примером для подражания. Но по сравнению с Питером, который я покинул за считанные часы до того, впечатление было такое, как будто я перенесся из огромного супермаркета "Перекресток" в деревенское сельпо.

Выражения лиц, дешевая и безвкусная одежда местных жителей производили настолько убожищное впечатление, что я пожалел, что вообще остановился в этом городе. Моя жена отнюдь не является эталоном моды, она не листает журналы в поисках трендов текущего сезона, я вообще покупаю вещи лишь тогда, когда они придут в негодность, но даже по сравнению с нами те, кого мы видели на улицах выглядели так, как будто они оделись в первой половине 1990-х. Воистину, подходить с одной меркой к стране, разные города которой живут в разных эпохах, бессмысленно. 

В заключение приведу видео, отснято моим видеорегистратором, обратите внимание на марки машин и год их выпуска:



Комментариев нет:

Отправить комментарий