четверг, 3 января 2013 г.

Облачный атлас: моё мнение

На праздниках нашел время посмотреть "Облачный атлас" - фильм, который в твиттере часто называют самым выдающимся фильмом года. Получилось так, что я читал одноименную книгу Дэвида Митчелла существенно раньше, чем смотрел фильм. Ниже излагаю свои впечатления.

1. Что понравилось

1.1. Самое понравившееся в фильме - работа монтажёра. Она производна от не менее хорошей режиссёрской работы, но монтаж параллельно-смысловых сцен великолепен. Как последовательность сюжетных фрагментов в единстве их смыслового содержания, получился очень качественный продукт. Думаю, что примерно половина тех случаев, когда меня разбирал смех во время просмотра фильма - заслуга его монтажёра.


1.2. Зрелищность и масштабность съемки. Уже с первых кадров мне стало ясно, что бюджет фильма измеряется не одним десятком миллионов долларов. Натура, костюмы, спецэффекты - всё подобрано настолько тщательно, что, безусловно, западная киноиндустрия может гордиться своим очередным фильмом. Насколько мне известно, фильм пока не окупился, чего я от всей души желаю его инвесторам - продукт получился качественный, миллионы потребителей ещё проголосуют долларом-евро-рублем после выхода его на DVD и BlueRay.

1.3. Историческое правдоподобие. Иногда фильмы грешат ляпами в этом смысле, наверняка они есть и здесь, но заметны будут лишь специалистам. Хотя в принципе, можно считать ляпом упоминание о том, что Солженицын работал в Вермонте в одиночестве, как это печатает на своей печатной машинке в конце фильма Кавендиш. Солженицын в штате Вермонт жил с семьёй (кстати, в городке Кавендиш), его дети выросли полноценными американцами, его сын Ермолай, стандартный американский белый яппи, ныне работает управляющим партнером московского отделения McKinsey. Достойное занятие для отпрыска человека, позиционируемого авторами фильма как философ.

К слову о совпадениях и полунамеках. Сонми-451 - фабрикант-репликантка - является по фильму кореянкой. Это имя можно рассматривать как намек на известные события вьетнамской войны США, когда по делу о резне в деревне Сонгми комиссия Пирса допросила примерно такое же количество свидетелей. Аллюзия с посещением Сонми-451 корабля по убийству и разделке тел репликантов очевидна.

Кстати, тема репликантов настолько уже заезжена авторами-фантастами, что давно воспринимается обычной банальностью. И в этом смысле творению Вачовски-Тыквера далеко до Ридли Скотта с его "Бегущим по лезвию". Да и Том Хэнкс далеко не Харриссон Форд.

Также образ Старого Джорджи - демона, являвшегося Захри - подозрительно напоминает гаитянского Барона Самеди (разве что без сигары), что, в контексте появления во время всех сцен с убийствами или понуждением к таковому, безусловно не может быть простым совпадением.

Это лишь совпадения, которые бросились в глаза лично мне. Думаю, если покопаться тщательнее, то можно найти и другие.

2. Чего не было в книге

2.1. Не было ярко выраженной гомосяцкой пропаганды, как это имеет место быть в фильме. Не было постельной сцены между Фробишером и Сиксмитом. 
Не было тактильного намека на сексуальную доступность Фробишера Эйрсу. 
Не было сцены с любовным прижиманием простреленной головы Фробишера Сиксмитом в гостинице, несомненно призванной выжать слезу из тех зрителей, зрение коих доставляет визуальную информацию сразу к эмоциям, минуя рассудок.

Собственно, если одним из создателей фильма и владельцем прав на экранизацию является трансгендер Ларри-Лана Вачовски, то удивляться этому не следует. Гомосексуальная линия, каковой нет в книге, призвана явно показать современному зрителю, что, во-первых, гомосексуальность в Европе в норме уже достаточно давно, а, во-вторых, показать секс обиженных тоталитарной системой - Фробишера и еврейки Иокасты, беженки из Германии. Вы ведь помните из истории - как относились гитлеровские нацисты к евреям и гомосексуалистам (после смерти Рэма, естественно)?

Таким ненавязчивым образом, искажая книгу, мировые развратные круги приучают нас к положительному кинообразу гомосека. Не надо быть пророком, чтобы спрогнозировать, что ближайшие 15-20 лет мы увидим фильмы, где положительные герои являются гомосеками, трансгендерами, педофилами, зоофилами и т.д. Не верите? Тогда вспомните, что каких-то 15-20 лет назад в Европе уличные марши сексменьшинств были осуждаемым явлением (а в России так и вовсе невозможным), сейчас же это норма. Code of Conduct западных компаний прямо пишут, что недопустима дискриминация по признаку сексуальной ориентации, что де-факто выливается в предоставление им преференций. 

Поэтому я не удивлюсь, если через те же 15-20 лет критики бурно будут обсуждать художественные достоинства фильма, где девушка, вопреки совету подруги, трахнулась со своим датским догом без презерватива и к каким душевным мукам тонкой чувственной души героини привела эта ошибка, совершенная в минуту страсти.

2.2. Не было сцены влюбленности Фробишера в Еву Кроммелинк. Эта линия вообще была вырезана сценаристами.

2.3. Не было любовной линии между Мероним и Захри. Напомню, по книге Мероним около 50 лет (хоть и выглядела она на 25), Захри около 20 лет. Не было сцены согласия капитана корабля Предвидящих взять Захри с племянницей на другую планету. Собственно, и племянницы тоже уже не было - она была убита конами. И зарезал Захри не вождя конов (вождь дикарей спал один без охраны в только что вырезанной им деревне - нормально, да?), а рядового стражника. 

2.4. Не было автомобильной дуэли между Биллом Смоком и Нейпиром. Полностью вырезан образ Фэй Ли - сотрудницы службы безопасности атомной станции, убитой взрывом бомбы Билла Смока, заложенной в сейфе банка вместо копии искомого доклада и предназначавшейся Луизе Рэй.

2.5. Не было сентиментальной сцены с сжиганием Адамом Юингом контракта в камине своего тестя, с последующим произнесением пламенной и преисполненной глубокой веры речи в защиту аболиционизма. Нечто подобное мелькнуло в его мозгу, когда его, отравленного злодеем Гусом, Аутуа нёс по причалам Гонолулу. Но о его возвращении в Америку в книге не говорится ничего.

2.6. Не было ярко выраженной идеи реинкарнации, намек на кою есть в фильме путем игры одних и тех же актеров и совместным монтажом схожих событийных сцен. Есть лишь упоминание о наличии у главных героев родимого пятна в виде кометы. 

Люди с художественным, эстетическим и им подобным складом мышления несомненно заявят, что это и так очевидно, автор лишь подчеркнул этими совпадениями, что это вовсе не совпадения. Что это такой художественные приём и т.д. Моё мнение простое - есть факты, а есть домыслы. То, что родилось в вашей голове после просмотра этого фильма - суть домыслы. Я же предпочитаю оперировать тем, что аудиовизуально (сиречь документально) зафиксировано.

3. Общее впечатление

Оно никакое. Очередная развлекаловка по рецепту братьев (тьфу, теперь уже брата и сестры) Вачовски, как "Матрица" - необычностью сюжета поразить воображение зрителей. Заставить их вжиться в эти извращенческие миры. Почувствовать себя в атмосфере этих событий. Поэтому не сомневаюсь - среди зрителей наверняка найдутся персонажи, которые прожили фильм на одном дыхании, ассоциируя себя с его героями, проецируя на себя их поступки.

Например, бесформенная кассирша наверняка представляла себя отважной Мероним, лежащей с замиранием сердца на скале под заботливым обереганием от холода со стороны Захри. Толстенький очкастый IT-сейлз мог бы воображать себя отважным и преданным (а также ловким и физически сильным) Аутуа. Скромный сисадмин муниципального органа власти желал бы написать код уникального продукта, как Фробишер свой "Облачный атлас". Журналистка "Усть-Гадюкинской правды" мечтала бы найти копию сенсационного доклада, доказав тем самым, что её профессионализм не хуже, чем у журналистов её областного центра, да что там - самой Москвы! Одинокая смотрительница музея думала бы, что истинная жизненная роль (по недоразумению прошедшая мимо) - это записать обращение к будущим поколениям с тем набором высокопарных банальностей, что под аккомпанемент смерти возлюбленного изрекала Сонми. Подсознательно же гораздо вожделённее для неё была бы реальная сексуальная сцена в положении "женщина сверху", показанная с участием той же Сонми. Ну а худосочный курьер экспресс-почты вполне бы мог возмечтать о себе и своем бригадире, как о возлежащих купно Фробишере и Сиксмите...

В общем, фабрика грёз работает, потребитель потребляет, ища высокий смысл в реинкарнации и (может, впервые в жизни) задумываясь о причинно-следственных связях своих поступков, наделяет видеоряд своим воображаемым значением. И работает, судя по сборам, весьма неплохо - миллионы современных квази-сонми голосуют своими деньгами за эту продукцию.

Несите свои деньги и мы дадим вам ваши (и только ваши!) уникальные впечатления. Внутренний мир человека окончательно становится объектом купли-продажи. Человек считает, что он понял (или прочувствовал - для тех, кто не мозгами фильмы смотрит) правильно, более того - единственно правильно! Все остальные люди в лучшем случае недопонимают, в худшем - вообще не поняли фильма. Иные отношения, иные системы координат, иные критерии оценки отвергаются напрочь. Есть такие люди, это факт. И не моё это дело судить - лучше они меня или хуже - отталкиваясь от одного лишь того факта, что сам я не такой.

Кстати, есть еще схожая, но иная категория людей - они считают, что просмотр фильма на большом экране в кинотеатре разительно отличается от просмотра его же по телевизору или на компе. Мне всегда было удивительно слышать о такой разнице в восприятии одной и той же аудиовизуальной информации. И никто мне до сих пор аргументированно не объяснил - в чем же эта разница заключается?

Эти две категории людей, как приходилось видеть, просто не могут поверить, что есть не такие как они люди. И в этой связи весьма огорчает лишь нетерпимость таких людей, чему я тоже был свидетелем в твиттере, к иному взгляду на предмет рассмотрения.

В этой связи не могу не вспомнить свою более-чем-семидесятилетнюю на тот момент бабушку - она видела глубочайший жизненный смысл в сериале "Рабыня Изаура". Каждая сцена каждой серии (напомню, в СССР была представлена урезанная 12-серийная версия) представлялась ей кладезем житейской мудрости и она страшно возмущалась, что остальные члены семьи этой её глубочайшей уверенности не разделяли. 

Из твиттера знаю, что относительно "Облачного атласа" таковые люди есть и среди моих фолловеров. Кто-то, будучи под впечатлением, не спал ночь, кто-то написал весьма импрессивный пост в ЖЖ... Мне всегда было интересно - как смотрят на мир люди, которые не я? [смайлик]

Комментариев нет:

Отправить комментарий