суббота, 23 марта 2013 г.

О спасении


Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти 
(Пр. 14:12; 16:25)

Сегодня, в конце первой седмицы Великого поста, уместно поговорить о личном спасении. Понятно, что говорить об этом можно лишь только в том случае, когда человек вообще признает, что ему нужно от чего-то спасаться. Многие этого не признают, но это их дело. Как сказал однажды  Амвросий Оптинский Евгению Поселянину: «Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься».

В этом изречении образованного и говорившего на шести языках схимонаха наблюдается преемственность мыслям о спорах не умевшего читать Антония Великого, жившего полуторатысячелетием ранее. Это так, потому что дух един был в них – в центре их жизней находился Христос, но не их личные устремления.

Что такое наши устремления? Все ли они мешают нашему спасению? На эти вопросы не может быть однозначного ответа. Это примерно то же, что спросить «А являются ли злом нож, деньги и интернет?». Ведь очевидно, что нож может быть у хирурга и у бандита, деньги у булочника и у наркоторговца, интернет у студента и у террориста. Поэтому соразмерность наших устремлений евангельским ценностям и есть показатель нашей готовности идти к личному спасению или же лишь абстрактно желать его.

Апостол Иоанн пишет: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15). Это один из важнейших критериев нашей готовности/неготовности ко спасению. Мы материальны, у нас есть родственники, мы живем в индустриальной экономике (применительно к России – именно в индустриальной, а не в постиндустриальной).  У нас есть необходимые потребности: есть пить, одеваться, лечиться, обеспечивать детей, оплачивать коммунальные услуги. Индустриальное общество устроено так, что удовлетворение любой из этих групп потребностей невозможно без коммуникации с другими людьми. Также оно невозможно без денег, каковые выступают всеобщим товарным эквивалентом. И главная опасность для наших душ состоит именно в том, чтобы процесс удовлетворения временных потребностей не встал в центр нашей жизни. Чтобы деньги не стали идолом, а забота о детях параноидальной одержимостью. Чтобы мирские ценности – успех, почет, уважение – не были бы нашими личными ценностями.

Бесстрастный ум, направленный к небу, есть необходимый компонент человеческого трезвения, ибо не знаем ни дня, ни часа в который придет Сын Человеческий (Матф. 25:13). Если же суета повседневная покрывает наши устремления к Богу таким толстым слоем, что на нем, как на плодородной почве, начинают произрастать ценности века сего, то далеки мы от спасения. Веры и послушания Слову Божьему не заменят ни богатство,  ни происхождение, ни интеллект. Евангельская мысль точна как диагноз: мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1Кор. 3:19). Так говорит Слово Божие. Точка.

У Бога все не как у людей – и система ценностей, и методы управления, и чувство юмора. Апостол Иоанн в Откровении красочно иллюстрирует это несоответствие,  развивая процитированные слова ап. Павла: «ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). 

Так и мы: думаем, что наше богатство и общественное положение дадут нам чувство покоя, полагаем, что заработав «ну вот еще чуть-чуть» мы остановимся и подумаем о своей душе. Мы оправдываем себя тем, что стараемся не для себя, а для своей страны, для своей работы, своей семьи. Но все это лукавство – мы служим средству, а не цели.

Антоний Великий сказал: «хотя каждая вещь в мире продается за должную цену, и человек обменивает равное на равное; но обетование вечной жизни покупается за малую цену».  Это верное утверждение, так как для приобретения обетования вечной жизни человеку не нужно ничего, кроме самого себя. Все остальное есть, с точки зрения вечности, лишь шелуха, само наличие которой обусловлено лишь нашим образом телесной жизни.

Задумайтесь: как бы вы хотели умереть? Как умер в 356 году в Дейр-Мари Антоний Великий – на 106-м году жизни, мирно, безболезненно и мгновенно, с улыбкой попрощавшись за секунды пред этим с двумя ближайшими учениками? Или так, как сегодня в Лондоне умер Борис Березовский – на 68-м году жизни, в вынужденной эмиграции, в одиночестве? Березовского обнаружили в ванной, по некоторым источникам он совершил самоубийство.  

Как вы считаете, перед лицом смерти важно то, что он некогда контролировал Аэрофлот, Первый канал и был «серым кардиналом Кремля»? Дало ли это мир его душе? В гармонии ли он с собой (как минимум) и с Богом (как максимум) он жил? Достиг ли он Царствия Божьего?

Иисус Христос недвусмысленно высказался в том духе, что Царствие Божие зависит от того, что в душе и в сердце человека, а не от внешних условий его жизни: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21).

Многие часто думают: как же так, вот я знаю людей, которые воруют, лгут, открыто совершают другие грехи, но при этом преуспевают во всем? Не обманывайтесь – это временно.

«Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу» (Пс. 36:35-36) – как похоже на судьбу Березовского, не правда ли?

Мздоимец имеет много денег, вывозит их из страны и размещает в банках Кипра. «Корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: "не взыщет"; во всех помыслах его: "нет Бога!"» (Пс. 9:24-25). Но Господь иногда устраивает показательную порку – когда в Содоме и Гоморре, когда на Кипре. Украл, брал взятки? Утаил нечестные деньги, не отдал 13% своему кесарю? Отдашь 25% чужому (ссылка).

Поэтому да не будут в центре нашей жизни деньги, слава, умопоклонство. Деньги не продлят жизни, слава не исцелит от болезни, интеллектуальные способности не дадут спасения. Только вера Слову Божьему и исполнение Его заповедей могут привести нас на небеса.

Еще раз процитирую Антония Великого: «Вера происходит от душевного расположения, а диалектика от искусства ее составителей. Поэтому, в ком есть действенность веры, для того не необходимы, а скорее излишни, доказательства от разума. Ибо что уразумеваем мы верою, то вы пытаетесь утверждать из разума, и часто бываете не в состоянии выразить то словом, что мы разумеем ясно; а посему, действенность веры лучше и тверже ваших велемудрых умозаключений». 

Интеллект хорош для зарабатывания денег, деньги хороши для обеспечения жизненных потребностей себя и ближних, но только деятельная вера необходима для нашего спасения. Не ради самого процесса жизни мы живем, но ради его результата.

P.S. Кажется ли вам случайным, что Соломон, признанный в качестве мудреца многими народами мира, дважды в одной небольшой книге употребил одно и то же утверждение, вынесенное в эпиграф этого поста? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий