пятница, 18 июля 2014 г.

Банка и чашка

Очень часто атмосферу на работе, которая оставляет желать лучшего, характеризуют как банку с пауками. Не знаю онтологии данного образа, не ведаю о каракуртах ли, о тарантулах ли речь. Могу лишь сказать, что обычно так характеризуют строго определенный душок рабочей атмосферы, обильно насыщенный вполне различимыми запахами.

Здесь, безусловно, присутствует аромат зависти. Зависти в стиле "вот её повысили до ведущего специалиста после года, а я после двух ещё лишь специалист 1 категории", "ему дали ветерана труда, мне нет, а ведь я принимала его на работу".

Здесь, естественно, есть вонь гордыни. В стиле "я самый грамотный юрист в нашей организации", "наш отдел, в отличие от вашего, ошибок в документах не делает".

Здесь, конечно же, имеется смердение сплетен. В стиле "она на планерке всех чехвостила, а сама позавчера в баре на чужого мужика вешалась", "вы видели как новенький на манькину мини-юбку пялился? Блядун однозначно, просто я его раскусила, а вы еще нет".

О чем все это говорит? На мой взгляд, о двух вещах.

Во-первых, о суждении обо всех по себе и связанном с этим ограниченном социальном кругозоре. Хотя что здесь телега, а что лошадь, что курица, а что яйцо - сказать затрудняюсь, одно без другого не существует. Мой или ваш жизненный опыт свидетельствует - подобное соединяется с подобным в повседневной жизни. Шофер не живёт среди бомжей. Слесарь не общается весь день с астрофизиками. Библиотекарша не разговаривает каждый день с полицейскими. Естественно, бывают в жизни и такие ситуации (например, муж-полицейский - жена-библиотекарша), но я об общем тренде. А общий тренд заключается в том, что повариха скорее выйдет замуж за электрика, чем за доцента-физика. Соответственно, жизненный кругозор и сфера повседневных интересов у персонажей одного социального уровня примерно одинаковы.

Во-вторых, оценка названными индивидами социальных явлений базируется на их социальном опыте. Врачи говорят "нет здоровых, есть недообследованные". Полицейские убеждены, что нет человека, ни разу в жизни не совершавшего преступлений. Слесаря убеждены, что нет мужиков, пьющих реже раза в неделю (а большинство каждый день, конечно же).
Много раз сталкивался с этими эффектами в своей жизни. 

"Чиста канкретные пацаны" дивились, что я не умею играть в карты и на бильярде. Мои объяснения, что я никогда не вращался в социальных кругах где это стандарт, отвергались как априори невозможные: как же так, ведь все так живут?

Коллеги на многих работах дивились, что я никогда не трахался с проститутками в саунах (и вне саун тоже). По их мнению это просто невозможно: ведь это же стандартный образ жизни не-деревенского мужика со средним городским доходом, нет?

Многие знакомые из многих социальных слоев дивились, что у меня нет айфона, зная, что мне вполне по деньгам его купить. Такого же пошиба индивиды дивятся, что я езжу на нашемарке, хотя могу приобрести иномарку.

Многие коллеги на многих работах относились и относятся ко мне как к конкуренту на возможное повышение или на "лизость к телу" - опять же судят по себе. 

Всем им невдомек, что гаджеты и машины интересны мне ровно настолько, насколько они удовлетворяют мои потребности, а не социальные ожидания окружающих. 

Что любой секс меня интересует прежде всего беспроблемностью последствий - чего, как вы понимаете, ни проститутки, ни чужие жены, ни тридцатилетние разведенки гарантировать не могут.

Что любая работа мне интересна во-первых зарплатой (ибо ради неё и работаю, если кто не догадался) и, во-вторых, нормальной рабочей атмосферой в трудовом коллективе. Какое-то время я готов терпеть работу, в коей имеется лишь один из этих компонентов. Но как только не становится сразу обоих - такая работа незамедлительно посылается в дальнее пешее эротическое путешествие. 

Говоря о работе, как о сборище пауков в банке, частенько говорящий скрыто гордится - ну как же, ведь ОН отлично выживает в таких условиях! Хотя со стороны многие такие самозванные банки с пауками выглядят лишь чашками Петри с инфузориями. Оно конечно понятно: инфузории ощущать себя пауком весьма комплиментарно. 

Но им обоим невдомек, что человек смотрит на паука с омерзением, а на инфузорию в микроскоп. Они этого не замечают ибо существование человека есть за пределами их узеньких мирков - стеклянной банки и чашки Петри.

P.S. Жена, прочитав этот текст,  предположила, что возможны люди, которым этот пост будет неприятен - они могут предположить, что я противопоставляю себя им в восприятии вышеописанного. Я сначала удивился, а потом подумал, что это как раз закономерно: лучшая иллюстрация тезиса "Всяк по себе судит". Вполне понятно, если они так подумают, ведь в наших краях (в отличие от Европы) нетерпимость к инаковости другого человека чуть ли не генетически обусловлена - "Ты должен быть как все!".

P.P.S. Если кто не понял, то я тоже не исключение и тоже сужу по себе: считаю зависть, сплетни и "работу на публику" признаками нездоровой психики. Но, в отличие от многих вышеописанных типажей, никого не убеждаю в собственной правоте и не навязываю своих взглядов: высказал свои мысли, а если кто-то не согласен - ну так это его личное дело, каждый живет так, как ему психологически привычно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий