среда, 10 декабря 2014 г.

Две России

Что-то подобное я хотел написать давно. Да и писать на эту тему можно бесконечно.

Если кратко: есть две России. Противопоставление "Россия айфона и Россия шансона" пришло к нам из ЖЖ, оно примитивно, но суть отражает. И суть эта заключается в следующем: есть Россия интернета (не путать с соцсетями, это частный случай) и Россия реального мира. Причем Россия интернета, "меньшая Россия", бОльшей частью совпадает с Москвой, Питером и значительным процентом населения городов-миллионников. Итак, начну.

Прошлый вторник я посетил с кратким визитом Москву. Обедать мы пошли с коллегами в "Кофе Хаус" у МАДИ (это здесь). Я заказал себе паста поммодоро (325 руб) и чай с чабрецом (350 грамм, 225 руб). Вышло скромно, в сравнении с тем, что ели окружающие меня люди, "всего лишь" на 550 рублей. За столиком справа сидели две девушки лет 20 со столом, заставленным тарелками с салатами и вторым. К кофе они заказали пирожные. Думаю, сумма чека у каждой из них не менее 1000 рублей. Ну просто пообедать забежали, понимаете? Перекусить.

За столом по диагонали сидели два метросексуальных парниши в брендовой одежде, с тщательными стрижками. Периодически они потягивались в томных позах, обнажая отфитнессенные голые животы над джинсами с заниженной талией. Они лениво перебрасывались словами, но систематически громко и заразительно смеялись, заглядывая друг к другу в айпэды. Им было около 25 лет, но их беспечность и беззаботность выглядели поистине эталоном детскости. Кидалты.

Я смотрел на всех этих людей и вспоминал коллег по работе, чей обед состоит из салата со вторым рублей за 70 или двух пирожков за 30 (эта за оба пирожка - 30). Цены в рублях, разумеется. И еще я понимал - скажи я сейчас этим людям, что 80% работников, трудящихся в моем офисном здании, получают в месяц менее 10 000 рублей - мне просто не поверят. В порядке уточнения: в моем офисном здании работает в общей сложности около 700 человек.

Я вспоминал моего соседа по подъезду, который был замдиректора небольшой фирмочки по оптовой торговле бытовой химией. Он со своей должности ушел работать таксистом, сейчас работает на 2 таксишных компании, беря заказы через android-приложение на своем телефоне. Получил двойную выгоду - работает когда и сколько хочет, а зарабатывает больше, чем на прежней работе. Повторюсь: таксист зарабатывает больше замдиректора мелкооптовой торговой фирмы.

Когда я читаю новости в твиттере или на сетевых новостных ресурсах, я понимаю, что всё, что там пишется - не для России. Вернее, для "меньшей России". И бОльшая часть этого меньшинства расположена внутри МКАД. Какие новостные инет-тренды последних трёх дней?

Дискуссии вокруг "ока Саурона" - стоит ли его монтировать на небоскребах Москва-Сити или нет? Включились московские чиновники, официальные спикеры РПЦ, журналисты, тысячи блогеров. Со стороны это всё смотрится каким-то сюрреалистическим безумием, какой-то фантасмагорической вакханалией людей, которые от пресыщения своего вынуждены изощрять ум в поисках абсурднейших инфоповодов. Смотрится настолько дико, что я даже не стал гуглить - а что, собственно, такое это "око Саурона"?

Некая московская компания своим таксистам-джумшудам дала русские имена. И вот очередной интернет-гвалт - ах, как они могли? Ужас-ужас-ужас... В сети пишут, что некие особо сознательные московские офисы в знак поддержки несчастных гастарбайтеров стали себя называть на азиатский манер - Раиса стала Рахимой, Илья - Ильясом. И всё это обсуждается в сети на полном серьёзе. Вы понимаете? На полном серьёзе! 

Еще пример. Рассылка hh.ru. Ссылка 1, ссылка 2 на исследования о том, как рекрутёры пробивают кандидата по соцсетям. Почитайте, интересно. Особенно интересны комментарии внизу. По прочтении возник у меня вопрос: а это вообще о каком рынке труда речь? О каком регионе и о каких компаниях? О какой сфере деятельности? Извините, но у меня сложилось впечатление, что все это применимо лишь к компаниям, которые дислоцированы в бизнес-центрах в пределах Садового кольца. А категория работников, которых означенные эйчары ищут, суть офисный планктон "креативных" профессий. Упрощаю, да. Сознательно упрощаю. Конечно, это могут быть и аудиторы, имеющие сертификаты "большой четверки". Это могут быть EHS-менеджеры со знанием европейских систем безопасности труда. Но это явно не почтальоны, не продавцы и не учителя. 

Сознательно оставляю за бортом своего рассмотрения вопрос "А что делать тем бедным-несчастным, у кого вообще нет аккаунта в соцсети?". Что-что... Убиться апстену.

Продолжая "рабочую" тему. Известное сетевое СМИ Газета.ру публикует материал "Как эффективно работать в офисе, не убивая коллег". Что такое коворкинг я знаю, благо язык аглицкий трошки разумею. Но вот что такое "майка-алкоголичка" и "костюм Лебовски" - для меня загадка. И уровень этой загадки явно не тот, чтобы я сподобился скопировать эти загадочные слова  в поисковик. Не знаю и хрен с ним. Эта информация явно избыточна для моего повседневного функционирования, да и интереса она вовсе не вызывает: статья-то ведь о каких-то инопланетянах написана. Каковых я в реальной жизни вряд ли увижу. 

Еще пара примеров.

Одна моя коллега - себялюбивая дочка богатых родителей, вся такая продвинутая, айфон 5S, инстаграм, вконтакте, фейсбук. Спросил её, знает ли она, что один из популярнейших российских инстаграмеров - Рамзан Кадыров? Ответ: "А кто это?". Комментарии излишни... В другой раз задал ей вопрос о том, как она синхронизирует данные с iCloud и что именно синхронизирует. Так этого вопроса она вообще не поняла. И ещё: на мой (безусловно, весьма и весьма субъективный) взгляд иметь iPhone 5S и пользоваться оператором Tele2 есть примерно то же самое, что купить себе BMW X6, но ездить на нем раз в неделю потому что нет денег на бензин.

Подавляющее большинство окружающих меня людей в интернет заходит только  для того, чтобы чего-то прочитать или написать ВКонтакте либо поискать что-то в izrukvruki или на avito. Я знаю кучу людей, которые имеют android-телефоны и планшеты, но не имеют аккаунта Google. Большинство опрошенных мною коллег на вопрос "Какие приложения вы установили на свой смартфон" называют VK, Viber и различные игрушки. И то это среди тех, кто вообще хоть что-то установил. Ибо знаю немало людей, которые покупают смарт за 10-30 тыр, но кроме звонков и смс ничем больше не пользуются. Никто из опрошенных не назвал Evernote, WhatsApp, Twitter, никто не назвал ни одной программы-читалки. Я уж не говорю про бизнес-приложения или приложения бизнес-СМИ типа Ведомостей или РБК. Про "Дождь" или "Эхо Москвы" вообще молчу. Из всех моих коллег и знакомых на вопрос "Знаете ли вы что такое ЖЖ?" ответить могут человек десять. Понимаю, что жители "меньшей России", если они прочитают этот пост, мне не поверят. 

К чему я всё это говорю? К тому, что в нашей стране есть абсолютно непересекающиеся миры. Миры с разными уровнями доходов, потребления, социальных стандартов поведения. С разными интересами, полярными отношениями к одним и тем же явлениям. В качестве уже набившего оскомину примера приведу тот факт, что представители "меньшей России" искренне недоумевают: как это кто-то может поддерживать Путина? Ибо среди окружающих их лиц таких экземпляров ведь вовсе не встречается...

Где-то задают друг другу вопрос "А вы в каком кафе завтракаете?". А где-то 550 рублей это два пакета продуктов для семьи из четырех человек на 3 дня.

Где-то айпэд является обыденностью, элементарным бытовым предметом. Где-то он предмет роскоши, доступный лишь дочкам-сыночкам богатеньких папаш. Реально знаю случай, когда бизнесмен купил себе айпэд и везде носил его с собой, но ничего на нем не делал ибо не умел. Личной электронной почты у него никогда не было, а корпоративную получала на стационарный комп его секретарша.


Разные миры. Это не хорошо и не плохо - это факт. И в этих разных мирах есть свои социальные слои, которые в свою очередь тоже весьма и весьма могут отличаться друг от друга. И вот так мы и живем последние лет 20. В разных мирах, в разном времени социального и бытового прогресса. Но в одной стране и в одном календарном времени.

P.S. У меня аккаунта ВКонтакте и в Одноклассниках нет и никогда не было. Аккаунт на Фейсбуке был очень давно, когда он был ещё англоязычным, но году эдак в 2010 я его удалил за полной ненадобностью. Это для полноты описанной картины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий