воскресенье, 2 октября 2016 г.

Москва и Запад о "русском быдле"

Владимир, глава семейства из Томска
Живущие в Москве воспринимают свой уровень жизни и образ мыслей как нормальные, а все иные как отклонение. Подтверждения этому факту мы видим ежедневно, ежечасно и ежеминутно в соцсетях. В которых, замечу, москвичи (плюс жители пары-тройки других российских мегаполисов) составляют большинство. О том, что "мир Фейсбука" по отношению к реальному российскому миру является даже не параллельным, а перпендикулярным, скажем ниже. А сначала обратим внимание на московское восприятие среднероссийской жизни. 

Характернейшей чертой этого восприятия является постулат "Мы, хоть и недовольны своей нынешней жизнью, живем правильно, а вся остальная Россия - нет". Я уж не знаю по какой причине 8% жителей России решили что остальные 92% живут неправильно, но уверенность в этом у означенных 8% непоколебимая. И частенько эта уверенность переходит в откровенный снобизм и взгляд свысока на подавляющее большинство русских, живущих своими бесхитростными приземленными заботами из века в век.
В настоящее время большинство жителей России в бытовом плане живет гораздо лучше, чем в 1990-е годы и несравненно лучше, чем в послевоенные. С девятнадцатым веком и более ранними временами, понятное дело, и сравнивать не стоит, картина очевидна. Однако внутримкадные жители почему-то считают, что их уровень потребления (и соответствующее ему материальное благосостояние) являются нормой, а не отклонением. Красиво, правда? 8% считают себя нормой, а 92% отклонением.
Сытые, лоснящиеся лица, в значительной доле случаев с уже висящими щеками лет в 30-35. Завтраки в кафе, клубы по пятницам и рестораны на неделе считаются само собой разумеющимся. Также и рубашки по 2000-5000 рублей, с трудом застёгивающиеся на животах. Кредитный автомобиль, съедающий до четверти месячного дохода и ипотечная квартира, съедающая иногда до половины оного. Больше, качественнее, дороже. Потреблятская психология.

По этой ссылке вы можете прочитать материал "Когда на Руси будет жить хорошо". Московские корреспонденты приехали в город Томск, в семью простого инженера с обычного завода. Инженер Владимир правильно говорит: "Если честно, то мне очень повезло. Миллионы людей могли бы мне позавидовать". И это действительно так: у него есть гарантированная на много лет вперед работа и новая ипотечная квартира, благодаря которой завод имеет гарантию того, что он не уволится (Владимир гасит "тело" кредита, проценты оплачивает завод). У него есть жена и ребенок, они живут в современном крупном студенческом городе с неплохой инфраструктурой. Это уже само по себе очень хорошо. Для среднестатистического российского жителя, разумеется. Не для москвича.

А что же москвичи? А вот что. Они снисходительно, с ноткой жалости к убогим, описывают жизнь Владимира и его семьи. Ниже цитаты и мои комментарии к ним.

"Влюбленность Владимира в свой завод — это не попытка его пиара. Представьте себе игрока, который поставил всю свою жизнь на зеро. Что ему остается делать? Только верить".

Думаю, когда Владимир прочитал эту фразу, он сильно удивился. Какой пиар?  Вы вообще о чём? Характерная московская черта постоянного самопиара по поводу и без повода, бесконечное набивание себе цены и стремление казаться умнее, богаче и успешнее чем ты есть на самом деле, чужда абсолютному большинству русских. Но московские корреспонденты, похоже, судят по себе.

"Честно говоря, мы не очень поверили в то, что Владимир доволен своей работой на заводе. Казалось, он там пашет с утра до вечера у станка, как робот, а потом возвращается домой, чтобы повторить свой жизненный цикл".

Действительно, как можно поверить в такое: человек каждый день пашет на заводе, а потом  возвращается домой, чтобы повторить свой жизненный цикл. То ли дело каждый день полубездельничать в офисе, а потом возвращаться домой, чтобы повторить свой жизненный цикл - вот это хорошо понятно, нормально и общепринято.

"— Вы в ресторане давно были?
— В сентябре, — отвечают они хором"

"Патриотизм Владимира, в отличие от государственного, описывается в абсолютно реальных категориях. Он хочет остаться жить в Томске и работать на благо своей семьи и предприятия. Хорошая жизнь в его понимании — это возможность путешествовать, иметь дом за городом и завести троих детей. Он свои гражданские обязательства пока выполняет: стал для страны хорошим специалистом, его ценят на заводе, пошел работать на производство российского товара, при этом технологически инновационного. Единственная проблема этого обычного российского гражданина — отсутствие мечты".

"Еще хорошая жизнь представляется Насте в виде поездки в Севастополь — там родственники. А потом в Египет — там пирамиды. Дальше Таиланд, потому что тепло и море, Германия — Владимир рассказывал о ней много хорошего. Вот, собственно, и все".

Ну вы поняли, уважаемые читатели, да? Хорошая жизнь для мужчины это, оказывается, дом за городом, трое детей и возможность путешествовать. Папуас! Да как человека с такими жизненными ценностями вообще можно допускать до выборов, он же за какого нибудь путина-сечина проголосует. И не понимает этот провинциал, что хорошая жизнь это устрицы белон, божоле за обедом, по пятницам ночной клуб или сауна с друзьями (и проститутками) и кредитный крузак прадо. А жена путешествовать хочет в украинский Севастополь, который путинский режим вероломно отжал у Украины, и в Египет, в который ездят только бедные плебеи. Да и в ресторане они были - вы только подумайте! - 9 месяцев назад (интервью датировано пятнадцатым июня). Ну не дикари ли?


Статья про Владимира Фролова из Томска была опубликована в "Русском репортере". В нашем российском издании, которое, судя по названию, должно мыслить интересами России. Всей России, а не той территории, которая ограничена МКАДом. Но московский менталитет неизбежно прорывается даже тогда, когда, казалось бы, с точки зрения носителей этого самого менталитета, они публикуют "пророссийскую" статью. Эта статья с таким же успехом могла бы быть опубликована на "Снобе" - ни стиль, ни аудитория от такой "перемены мест слагаемых" не изменились бы.

Гораздо больше плохо скрываемого скрытого стёба и высокомерного снобизма в статье московского корреспондента британской BBC "Снаружи "Сапсана": как живут россияне вдоль самой современной железной дороги страны". Корреспондент Всеволод Бойко решился на смелый эксперимент в духе "Есть ли жизнь за МКАДом?" - он проехал от Москвы до Санкт-Петербурга на электричках. Немыслимый экстрим для многих московских жителей, понимаю. Некоторые фрагменты описания этого, выходящего за рамки их обыденности, жизненного опыта я приведу ниже.

Начинается статья вот этой фотографией:
Фотография снабжена подписью: "На всех станциях, через которые следует "Сапсан", есть многочисленные предупреждения для пассажиров". Вероятно, для автора статьи было бы комфортнее, если бы предупреждений о скоростном поезде нигде бы не было - поголовье русских сокращалось бы с более приемлемыми для читателя-англичанина темпами. Однако в общем контексте статьи это предупреждение смотрится совсем иначе: провинциальное быдло, если вам хоть немного дорога ваша никчемная жизнь, не подходите близко к проносящимся со скоростью 200 км/ч вашим хозяевам. 

Статья Всеволода Бойко разбита на географические разделы, видимо соответствующие его пересадкам с электрички на электричку. Как известно, беспересадочного сообщения электричками между Москвой и Санкт-Петербургом нет. Из одной столицы в другую можно доехать с тремя (Москва-Тверь, Тверь-Бологое, Бологое-Окуловка, Окуловка-Питер, обычная электричка) либо с двумя (Москва-Тверь, Тверь-Бологое, Бологое-Питер, электричка "Ласточка") пересадками.

Перед первым разделом "Москва-Тверь" есть небольшое предисловие, квинтэссенция которого выражена в следующем:

"Здесь люди живут, испытывая сильнейшую ностальгию по Советскому Союзу. А некоторые считают, что все достижения новой России не идут ни в какое сравнение с тем, чего страна добилась в эпоху Сталина".

Сталин в статье упоминается несколько раз. Видимо, для того, чтобы создать у западного читателя стойкую убежденность в том, что эти русские с их рабской психологией даже спустя  63 года после смерти кровавого деспота, который для всего цивилизованного мира всё равно что Гитлер, мечтают о возврате тирании вместо того, чтобы стремится к западной свободе с её либертарианскими ценностями.

Из Москвы в Тверь работник британского издания ехал на "Ласточке". Но в этих электричках нет того дикарского колорита, ради которого и задумывалось данное путешествие. "Ласточки" (сделанные либо немецким "Сименсом", либо по его лицензии на Урале) не подходят на роль иллюстрации "немытой России". Полумягкие сиденья, розетки для подзарядки айфонов, передвижной буфет с горячим кофе и чаем, контролеры в отглаженной униформе в сопровождении охранника. Прилично одетые пассажиры, запах парфюма, чтение айпэдов и просмотр фильмов на ноутбуках, брендовые куртки и пиджаки, висящие на вешалках вдоль окон. И никаких безбилетников, бегающих по перрону от контролера в другой вагон, никаких бомжей, спящих на сиденьях, никаких луж мочи в тамбурах. Не Россия, в общем.

Видимо вследствие несоответствия реалий ожиданиям бибисишный репортёр описал лишь одного персонажа на перегоне Москва-Тверь - "топ-менеджера" Олега, образованного сталиниста. Читаем:

"В радиусе 200 километров от Москвы заканчивается то, что мы привыкли видеть в столице, и начинается что-то совсем другое. Это граница, за которой простые люди живут гораздо более сплоченно, опираясь только на самих себя. На расстоянии больше 300 километров от Москвы города уже запущены до неузнаваемости", - рассуждает топ-менеджер крупной компании Павел, который едет в электричке "Ласточка" из Москвы в командировку в Тверь.

В таком удручающеем состоянии провинции виноваты те, кто допустил распад Советского Союза, считает топ-менеджер. "В 1991-м году был референдум за сохранение СССР. А через полгода Союза не стало. Такая великая страна была, и развалили!" - сокрушается он.

Особенно Павел уважает сталинский период истории СССР: "Сталин - человек, который создал великую страну! Народу тогда сидело меньше, чем сейчас. Но при нем Россию чистили от г... - от таких вот либерастов, как "Парнас"! А потом эти либерасты его облили грязью и вытерли об него ноги - понаписали про массовые репрессии".

Мой личный опыт свидетельствует, что от московского топ-менеджера в принципе невозможно услышать слово "либерасты". Московские топ-менеджеры, как и значительная часть московского офисного планктона, активно не любят Путина, смотрят "Дождь" и являются адептами секты Навального. Но для британской аудитории важно показать, что все русские, независимо от социального слоя, являются сталинистами, а, следовательно, онтологически чуждыми всему цивилизованному миру.

В Твери репортёр Бойко вышел из поезда, намереваясь посмотреть что-либо, лежащее в канве его взглядов на Россию, лежащую за пределами Москвы. А так как у значительной части населения, стараниями СМИ и подзаборных гопников, Тверь ассоциируется с Михаилом Кругом (а вовсе не с Афанасием Никитиным или Сергеем Лемешевым), то Бойко, недолго думая, отправился в "Лазурный".

В начале 1990-х "Лазурный" был типичным, советским по стилю, рестораном, где собрались представители криминального мира. Впрочем, в то время в большинстве ресторанов собирались именно бандюки, так как у всех иных социальных слоёв тогдашнего общества денег на регулярное посещение ресторанов просто не было. Сейчас в здании размещаются казино (в цокольном этаже) и ночной клуб (на втором этаже). Посетителями клуба являются студенты и мажорная молодежь, музыкальная стилистика исчерпывается рэпом, техно и всякой клубной кислотой. О Михаиле Круге напоминает лишь портрет, висящий на лестнице между первым и вторым этажами. Кроме того, на первом этаже располагаются магазин бытовой техники, салон связи Tele2 и банк; на третьем этаже разместились рекламное агентство, магазин автоаудиотехники и школа английского языка. Но это в реальности. А вот как в статье британского корреспондента:

"Тверь звучит совсем по-другому.
"В "Лазурном" шум и песни, и там братва гуляет, и не мешают мусора", - пел про один из центров притяжения города - развлекательный центр "Лазурный" - один из его завсегдатаев, король русского шансона Михаил Круг. 

Бармен "Лазурного" обсуждает с приятельницей, присевшей за стойку, чью-то недавнюю свадьбу. "Дождь был, драка была. Одному бровь пробили. Полицию вызывали", - рассказывает девушка. "И что полиция?" - спрашивает бармен. "Как приехали, так и уехали. В общем, нормальная свадьба".

У "Лазурного" висит предвыборный плакат единоросса Игоря Рудени - с 18 сентября избранного губернатора Тверской области. Почти 10% голосов жителей области получил его соперник от партии "Коммунисты России", которая свою предвыборную программу назвала "Десять сталинских ударов", а в соцсетях агитировала за себя фотографией голосующего Сталина".

Картина "этой варварской России" продолжает писаться широкими взмахами, по заранее написанному сценарию. Опять приплетается Сталин. О том, что кандидат от ЛДПР на выборах губернатора получил почти в полтора раза больше, чем маргинал-коммуняка, Всеволод Бойко естественно молчит.

Едем дальше. Корреспондент описывает несуществующий маршрут Тверь-Леонтьево. Почему несуществующий? Потому, что электрички из Твери по петербургскому направлению ходят только до Вышнего Волочка и Бологое. До Леонтьево (вторая платформа после Вышнего Волочка) никто и никогда электричек не назначал. Но вернёмся к тексту.

"В электричке до Леонтьево бывшая учительница русского языка и литературы Наталья предлагает приобрести вакуумную точилку для ножей (150 рублей), пластиковую линзу с 4-кратным увеличением (50 рублей) и губку, которая моет без моющего средства (100 рублей за две губки).

Наталья уже 20 лет торгует полезными мелочами в электричках и очень убедительно рекламирует свой товар. "Нас в педагогическом институте учили, как работать с аудиторией", - объясняет женщина и хвалится, что коллеги по цеху называют ее мастером своего дела.
Работа приносит в среднем 15-20 тысяч рублей в месяц. График - шесть дней в неделю по 10 часов. 

"Иногда до истерики не хочется на работу идти. Прямо аллергия начинается на эти вагоны. Но если дать себе лишний выходной, потом еще труднее будет возвращаться в электричку. Так что берешь себя за шкибут и тащишь", - жалуется продавщица, которая снимает стресс на работе, перечитывая русскую классику.

Однако возвращаться в школу или искать другой источник заработка Наталья не хочет: "Я не представляю, как можно жить лучше. Я привыкла жить так. Мы, русские, вообще привыкли, что нас постоянно жмут, а мы выкарабкиваемся.
"Мы все, кто живет между Москвой и Питером, недочеловеки. На всех нас наплевали", - говорит Наталья".

Отличный материал. Так и представляю лондонского или московского обывателя, смакующего эти натуралистические подробности из параллельной вселенной, по какому-то недоразумению расположенной на этой же самой планете.

Читаем дальше.

"Рабочего в засаленном комбинезоне железнодорожника зовут Иван. Он живет в деревне Крючково Тверской области и вот уже 30 лет работает на железной дороге. Иван чернорабочий. Он едет с утренней смены, на которой косил траву вдоль путей и убирал сломанные ветки. По словам Ивана, который нигде, кроме железной дороги никогда не работал, в достатке он жил только при Советском Союзе, и вот уже четверть века ему почти все время приходится сводить концы с концами. 

Сейчас Иван получает 17 тысяч рублей в месяц, а на содержание семьи с тремя детьми, по его словам, нужно как минимум в два раза больше.

Несмотря на это, он не пытается найти другую работу - боится, что платить не будут. Иван вообще испытывает острое недоверие к современному общественному и экономическому устройству России. 

"Ты билет купил, а в тамбуре стоишь. Вот тебе и хваленая рыночная экономика. - зло смеется Иван, у которого не хватает нескольких передних зубов. - Вся промышленность развалилась. Электричество и газ страна добывает сама, а население за них все равно платит".

Отличная фактура, прямо картина маслом: щербатый озлобленный быдлоган, мечтающий о халявном электричестве. Вы можете привести пример более эффективной антирусской пропаганды?

Основная задача, поставленная автору редактором и его целевой аудиторией, достигнута. Опубликован очередной пасквиль, выставляющий Россию дикой азиатской ордой. Не поймите неправильно, я не отрицаю наличия всех описанных явлений. Я лишь утверждаю, что вся Россия не исчерпывается этой написанной чернухой. И что среднестатистический русский за пределами МКАД вовсе не выглядит так:

Стремление представить Россию (а для москвичей это ещё и их страна, напомню) как дикое стадо варваров свойственно как западноевропейцам, так и тем, кто выезжает за пределы МКАД лишь по необходимости, да и то на "Сапсане" либо на самолёте. Незнание чужой, а для кого-то своей собственной, страны приводит к неоправдывающимся ожиданиям и к неверным выводам. Москвичам действительно непонятно, как можно стоять в километровых очередях к Храму Христа Спасителя, когда туда привезли очередные мощи с Афона. Им непонятно, что кому-то до степени отвращения может не нравиться фотовыставка Джока Стёрджесса. Они искренне считают, что нищебродом является всякий, у кого нет айфона, а работа заключается лишь в том, чтобы вовремя приходить в офис и вовремя уходить из него. Настоящая жизнь и настоящий рукопожатный vox populi только в Фейсбуке. Утрирую, естественно. Но общий тренд именно таков: все, кто живет не так, как мы - живут неправильно.

Кстати, если кто не знает кто есть Стёрджесс и что он снимает, вот вам его портрет и пара его "шедевров":
Интернет-активное московское население в соцсетях массово постит заметки подобного рода. Их общая направленность сводится к тому, что Россия вечно отсталая, дикая и нецивилизованная страна. Что русскому народу надо постоянно каятся и просить прощения у "цивилизованных" народов. Кроме того, необходимо постоянно испытывать чувство вины, что ты родился и живешь в России. Вот вам фейсбучный пример:

"Выжившие - это овдовевшие, осиротевшие, потерявшие любимых, сосланные, раскулаченные, изгнанные из страны, убивавшие ради собственного спасения, ради идеи или ради побед, преданные и предавшие, разоренные, продавшие совесть, превращенных в палачей, пытанные и пытавшие, изнасилованные, изувеченные, ограбленные, вынужденные доносить, спившиеся от беспросветного горя, чувства вины или потерянной веры, униженные, прошедшие смертный голод, плен, оккупацию, лагеря.

Погибших - десятки миллионов. Выживших - сотни миллионов. Сотни миллионов тех, кто передал свой страх, свою боль, свое ощущение постоянной угрозы, исходящей от внешнего мира - детям, которые, в свою очередь, добавив к этой боли собственные страдания, передали этот страх нам нам.

Просто статистически сегодня в России - нет ни одной семьи, которая так или иначе не несла бы на себе тяжелейших последствий беспрецедентых по своим масштабам зверств, продолжавшийся в стране в течение столетия.

Нам только забыли сказать, что зоной самого страшного в истории человечества, беспрецедентного по масштабам и продолжительности геноцида была не Германия, не Китай и не Комбоджа, а наша собственная страна.

В 19-ом, в разруху и голод, мой дед-убийца умирал от чахотки. Спас его от смерти Феликс Дзержинский, который приволок откуда-то, скорее всего с очередного “специального” склада, ящик французских сардин в масле. Дед питался ими месяц и, только благодаря этому, остался жив. Означает ли это, что я своей жизнью обязан Дзержинскому? И, если да, то как с этим жить?".

Эмоционально неустойчивый читатель, прочитав сей образчик самоуничижения, беспременно должен возмутиться фактом своей причастности к России. Действительно, как можно жить в такой стране? В "этой стране", как любят говорить и писать всякие шендеровичи-латынины-невзоровы. И в этой их параллельной, а точнее перпендикулярно-фейсбучной, интернет-реальности никогда ничего хорошего не происходит. Утверждения "Россия вот-вот развалится" и "Россия вот-вот захватит Европу" умещаются в их мозгу без малейшего когнитивного диссонанса. 

Вышеприведенная цитата взята из статьи "Поле битвы - Facebook". Рекомендую её к прочтению, там доходчиво описаны алгоритмы умственно-нравственного разложения российского общества, каковые ныне эффективно осуществляются через социальные сети.

В завершение скажу лишь одно. Традиционно молчаливый русский народ пока не высказался. Его терпение действительно почти безгранично. И милосердие тоже, в том числе и к врагам. И в этом смысле набравшие голоса на грани статистической погрешности на последних выборах Парнас, Яблоко и т.д. являются лучшей иллюстрацией милосердия и мудрости русских. Ведь их просто-напросто прокатили на выборах, вместо того, чтобы поступить с ними по-демократически - как поступают с американскими неграми американские же полицейские. Или как сейчас поступают с инакомыслящими на соседней Украине.