суббота, 28 октября 2017 г.

Я - никто. Меня нет.

Это размышления на тему модного ныне в пределах МКАДа личностного брендинга и популярного среди людей возрастной категории "30 и младше" стиля общения через соцсети. 

Что даёт человеку присутствие в соцсетях и/или что отнимает отсутствие в них? Всякие SMMщики первым делом нам сообщают что такая постановка вопроса в принципе неправильна: если вы не видите пользы от данной соцсети, то это лишь означает, что либо вы не там находитесь, либо не умеете ею пользоваться. Каковы же отличительные особенности доступных в России соцсетей?


Я немного погуглил и получил следующие результаты. Сразу оговорюсь, что большинство цифр приведено по состоянию на 2015-2016 годы, но, полагаю, в 2017 пропорции не сильно изменились, а цифры, если и изменились, то только в сторону увеличения, оставшись в той же пропорциональной зависимости между собой. Итак, смотрим.

ВКонтакте

Самая массовая в России и самая большая российская (не только русскоязычная) сеть. Общее число аккаунтов оценивается в пределах 300 миллионов, однако большинство комментаторов пишут, что как минимум половина профилей либо фейки, либо заброшены по тем или иным причинам. Ежемесячная аудитория (те, кто заходит в сеть минимум 1 раз в месяц и чаще) составляет около 53 млн человек. Аудитория ВКонтакте на 2016 год:


Большинство пользователей сети, как видим, находится в возрасте 24 года и младше - 62,1%, подавляющее большинство моложе 34 лет - 92,6%. То есть, подавляющее большинство аудитории ВК - середины 1980-х годов рождения и младше. Это очень разные люди, их детство и юность пришлись на 1990е годы, которые кто-то называет "лихими", а кто-то "святыми". Что это были за годы?

Это время тотальной ломки общественного устройства и общественных стереотипов поведения, эти процессы шли тогда быстрее, чем идут сейчас и в разы быстрее, чем до того. Отсюда простой вывод: человек, которому было 16 лет в 1992 году и шестнадцатилетний 1998 года - представители разных мировоззренческих поколений в силу того, что шестнадцатилетие каждого пришлось на, не побоюсь громкого слова, две совершенно разные России. Эту тему можно развивать бесконечно, экстраполировать на другие возрастные категории, но я сейчас не об этом. Я о том, что сам ни к одному из названных мировоззренческих поколений не принадлежу. Не принадлежу во всех смыслах: мировоззренческом (понимание мира, государства и общества и своего места в них), культурологическом (кино, литература, музыка), поведенческом (язык, лексикон, способы коммуникации). 

Гендерный состав пользователей - 58% женщин, 42% мужчин. Женщины преобладают.

Таким образом, с точки зрения абстрактного интереса и психологического комфорта, ВКонтакте не для меня.

Одноклассники

Эта сеть распространена только в пределах бывшего СССР и многими воспринимается как соцсеть для "людей в возрасте". Встречал и такое определение - "ВК для школьников и студентов, ОК - для их родителей". Общая аудитория за 200 млн аккаунтов, ежемесячная - около 38 млн. Возрастная структура такова:
Почти половина пользователей в диапазоне 25-44 года - 45%. Бросается в глаза, что возрастная группа "55 лет и старше" численно превышает группу "35-44", это две самые большие группы. При этом 50,8% - больше половины - приходится на возраст старше 35 лет. женщин 69%, мужчин 31%. Преобладание женщин очевидно, причин этого не знаю, да они и не интересны. Данное обстоятельство настораживает само по себе и независимо от того, что по возрасту вышеназванные контингенты вполне сопоставимы со мной.

Facebook

Крупнейшая соцсеть мира. Более 1,4 млрд аккаунтов. В России около 25 млн аккаунтов, ежемесячная аудитория около 24,5 млн человек. В отличие от ВК (популярен везде в России, но большинство пользователей из Москвы и МО, Петербурга и ЛО) и ОК ("региональная" сеть, в региональных центрах и в глубинке её проникновение в процентном соотношении выше, чем в столицах), FB является "соцсетью мегаполисов". Кроме того, в Фейсбуке  большинство пользователей с доходом и интеллектом выше среднего, в ней (сравнивая с ОК и ВК) больший процент IT-специалистов, СМИ, пиарщиков, маркетологов и представителей творческих профессий. Возрастной состав таков:
Как видим, почти 2/3 пользователей находятся в диапазоне 25-44 года. Женщин 53%, мужчин 47%. Фейсбук мне не понравился, аккаунт у меня там был примерно с середины нулевых годов, как и почему я его закрыл - написано вот здесь, не буду повторяться.

Instagram

Эту соцсеть, первоначально созданную только для обладателей айфонов, я не рассматриваю в принципе, так как подавляющее большинство там девушки, желающие выкладывать "утиные губки" и прочие части своего тела, а также всякие селебрити, видеть и слышать которых совсем не хочется.

Некоторые относят к соцсетям и Twitter, но я так не считаю, ибо Джек Дорси создавал сервис микроблогов - "публичных СМС" по его замыслу. Именно поэтому в твиттере 140 знаков, именно столько содержится в одной англоязычной смске (в отличие от кириллических, где их 70). Кроме того, если счесть твиттер соцсетью, то тогда соцсетью следует счесть и LiveJournal и Blogspot. А ведь последние два для любителей почитать, а не любителей поговорить. 

Подводя итог вышесказанному: по состоянию на сегодняшний день мне не удалось обнаружить соцсети, которая бы:
а) была бы мне чем-то полезна
б) была бы мне чем-то интересна.

По этой причине меня в соцсетях нет. А так как меня там нет - я проверял, ища себя через яндексовский сервис "Поиск людей" - то я и не существую. Девочки-эйчары, привыкшие проверять профили соискателей в соцсетях, наверняка были озадачены. Да и Сбербанк, внедряющий с этой осени оценку потенциальных заёмщиков с точки зрения риска невозврата кредита путем мониторинга контента их страниц, в моём случае получит сбой алгоритма. Какой-либо личный бренд мне не нужен. Может быть, пока не нужен; может быть, впоследствии он понадобится. Но до того момента я не намерен умножать сущности без надобности.

Я - никто. Меня нет. И это, в общем-то, хорошо. Не зря мудрые римляне, столетиями имевшие очень бурную историю, придумали поговорку - bene qui latuit, bene vixit (хорошо прожил тот, кто прожил незаметно).

Комментариев нет:

Отправить комментарий